Верховный суд России аннулировал отданный в 2003 году приказ московского судьи об аресте Платона Лебедева, ранее бывшего деловым партнёром сидящего в тюрьме экс-владельца ОАО "ЮКОС" Михаила Ходорковского.
Решение было принято судом вследствие решения, вынесенного Европейским судом по правам человека, — об этом сегодня сообщил из Лондона по телефону Константин Ривкин. Представитель Верховного суда Павел Одинцов подтвердил сообщения о сегодняшнем решении.
"Похоже, что это техническое постановление, и им покрывается только часть механизмов ареста", — сказал, отвечая на вопросы по электронной почте, старший специалист по стратегии из финансовой корпорации "Уралсиб" Крис Уифер (Chris Weafer). — "Непохоже, что в обозримом будущем он будет на свободе. Но это ещё сильнее подтолкнёт президента Медведева к тому, чтобы заняться делом ЮКОСа, пока у него ещё не истёк президентский срок".
Лебедев и Ходорковский (последний ранее был самым богатым человеком в России) получили обвинения в мошенничестве и уклонении от налогов в 2005 году, когда против "ЮКОСа" были выдвинуты обвинения в неуплате налогов на многие миллиарды долларов, что и привело к банкротству компании. Лебедев и Ходорковский неоднократно отрицали свою вину, утверждая, что на самом деле расплачиваются за то, что поддерживали политических противников тогдашнего президента Владимира Путина.
В октябре европейский суд постановил, что предварительное задержание Лебедева было произведено с процессуальными нарушениями, а российские власти неоправданно долго протянули с рассмотрением апелляции. Суд присудил Лебедеву три тысячи евро (4274 доллара) компенсаций и ещё семь тысяч — на покрытие судебных издержек. Приговор по итогам решения европейского суда остался неизменным.
Сейчас Лебедев и Ходорковский находятся в Москве в качестве подследственных по новым обвинениям в кражах и отмывании денег. В марте президент Дмитрий Медведев заявил, что не будет вмешиваться в судебные процедуры. Итогом второго суда может стать увеличение восьмилетнего срока, уже отбываемого Ходорковским, ещё целых на двадцать два с половиной года.
Как заявил Ривкин, сегодняшнее решение Верховного суда было сделано с запозданием и к тому же "отражает лишь часть того, о чём говорил европейский суд". О последствиях сегодняшнего постановления он говорить отказался, так как не видел его текста.