В последние несколько дней в Грузии – очередная вспышка болезненной активности политического класса страны. На этот раз - вокруг бесформенной и ограбленной кучи бетона под громким названием «Мемориал Победы». Естественно, первый голос в вое шакалов принадлежит братской России – видимо, они уже привели в порядок все свои мемориалы, похоронили всех погибших, обеспечили достойной старостью всех ветеранов, и теперь им осталось только побеспокоиться о кутаисском памятнике. Заняться больше нечем – так все хорошо в стране.
Второй голос – это наша незабвенная, солнцеликая оппозиция, которая готова с одинаковой истерикой в голосе верещать на любые темы – от войны до кассовых аппаратов. Неважно о чем, главное, чтоб громко и пафосно. Однако произошедшее событие дает повод для некоторых размышлений. В данном случае не о мемориале – Бог бы с ним.
А о том, что мы 65 лет с упорством, достойным лучшего применения, празднуем факт потери 10% населения в чужой войне. Могу представить гневные голоса – да как же так, да наши бабушки-дедушки, да они же кровь проливали... Да, проливали. Но увы, мы не первые, кто проливал кровь в чужих войнах – такова участь колоний. Однако на данном этапе мы можем осознать свое место во Второй мировой войне.
Давайте посмотрим объективно. Вторая мировая война велась крупными державами за право на получение своего куска мирового господства. Разумеется, Гитлер был абсолютным злом, которое должно было проиграть. Я не согласен с мнением, что для нас не имело никакого значения, кто победит – Германия или антигитлеровская коалиция. Конечно, имело. Не может вызывать никаких симпатий система, которая делает из людей мыло и перчатки. Это однозначно так, и никто не может сомневаться в том, что разгром нацистской Германии – это победа добра над злом.
Вопрос только в одном – при чем тут мы? Русские сражались за выживание и за право нести свою идеологическую заразу по всей Европе, англичане – за выживание и сохранение Британской империи, американцы – за обеспечение своей безопасности в Тихом океане и за ослабление своего персонального врага – Японии, французы воевали за восстановление репутации, сильно подмоченной быстрой сдачей в 1940 году, поляки –боролись против оккупации, евреи – ради права остаться в живых.
Где тут место Грузии? Империю мы не создаем, под немецкой оккупацией мы не находились, персонального врага в этой войне у нас не было. За что сражались 700 000 уроженцев Грузии?. Кто-то ответит - за общечеловеческие ценности. Примерно как сегодня в Афганистане.
Ответ неправильный. В Афгане воевать будут 900 грузин, к тому же добровольно.
Во имя общечеловеческих ценностей мы потеряли 10% населения. Не слишком ли высокая плата? К тому же учтите – мы потеряли 300 000 человек, а нам никто даже спасибо не сказал. Вся благодарность за гибель 10% населения – это русская армия в 40 километрах от Тбилиси.
Наше участие в войне можно было бы оправдать, если бы оно было решающим в войне – тогда бы мы могли с гордостью сказать: мы спасли мир. Хоть было бы приятно ощущать себя победителем.
Но и это не так. Гитлер был обречен. С нами или без нас – ему конец. Он умудрился сплотить русских, англичан, американцев, и французов. Да за такое «достижение» его могли с волчьим билетом попереть с первого курса любой, самой захудалой дипломатической академии. Чудо, что нацистская Германия так долго продержалась – все-таки немцы народ особенный, сделали сверх своих возможностей. Но сама человеческая природа была против них, и в итоге они проиграли. Особого вклада Грузии в этом не было – в мобилизационных армиях стран-союзников, численностью в сотни миллионов человек, потеря 300 000 грузин – просто статистика.
Таким образом, у грузин не было никаких мотивов для участия в войне – ни со своей точки зрения, ни с точки зрения общегуманитарных идеалов. Конечно, мне тут же возразят: Грузия была в составе СССР, и нас никто ни о чем не спрашивал – призывали, и всё.
Правильно, никто не спрашивал. Но наши отцы и деды могли поступить так, как поступают люди тысячи лет, воюя в чужих армиях. Как воевали румыны, венгры, латыши и другие народы Восточной Европы на стороне фашистов. Их тоже призвали, насильно поставили под ружье, но что-то я не припоминаю особого рвения и истеричных воплей «За родину, за Гитлера!». Эти народы понимали, что они – просто пушечное мясо в чужой войне.
Наши люди, как всегда, ни черта не поняли. Как всегда, грузины более отчаянно воевали в чужой войне, чем в своей. В 1941 году – на фронт, «За родину, за Сталина», и под танк, а в августе 2008 года – в Ереван, в тамошние клубы и дискотеки. Разумеется, несмотря на это, ветераны войны, хоть и чужой, должны пользоваться уважением в стране. Однако в конце концов, страна должна наконец понять свое место в истории Второй мировой войны. И уж конечно, не надо рвать на себе волосы из-за дурацкой бетонной плиты.