Иран заявил, что Турция может стать тем местом, где Тегеран будет осуществлять обмен ядерными материалами с Западом. Это заявление стало последним в серии встречных предложений Ирана, которыми он пытается свести на нет требования США к Тегерану согласиться на условия ООН.
Эти требования нацелены на снятие обеспокоенности по поводу того, что Тегеран может создать ядерное оружие. Для этого условиями предлагаемой сделки предусматривается вывоз большей части иранского низкообогащенного урана за пределы страны.
У Ирана "нет проблем с выбором Турции" в качестве места для проведения обмена обогащенного урана на ядерное топливо, заявил в четверг вечером министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки (Manouchehr Mottaki), выступая по государственному телевидению.
Хотя его заявление свидетельствует о небольшом сдвиге в позиции Ирана (Тегеран раньше говорил, что согласится на обмен только на собственной территории), значительных изменений в иранской политике все же не произошло.
Соединенные Штаты Америки и их союзники требуют, чтобы Иран принял условия подготовленного при посредничестве ООН плана как есть, безо всяких изменений. В соответствии с этим планом, составленным в прошлом месяце, Иран должен отправить свой низкообогащенный уран на дообогащение в Россию и Францию, где он будет переработан в топливные стержни. Затем эти стержни, которые нужны Ирану для исследовательского реактора в Тегеране, примерно через год должны быть возвращены в страну.
С отправкой урана за границу Иран на время лишится своих запасов, и ему не хватит имеющегося урана для переработки в расщепляющийся материал для ядерного боезаряда. Иран заявляет об отсутствии у него намерений создавать бомбу, утверждая, что его программа нацелена на выработку электроэнергии.
В разное время Иран предлагал обмениваться материалом партиями, но это никак не могло повлиять на его способности и возможности по созданию ядерной бомбы. Затем он настаивал на одновременном обмене на территории Ирана, а также грозил изготовить топливные стержни самостоятельно.
Запад сначала должен доказать, что у него добрые намерения в отношении Тегерана, заявил Моттаки в интервью на телевидении.
"Обмен приемлем, - сказал он, - они (Запад) должны сделать так, чтобы им можно было доверять - и тогда можно пойти этим путем".
Иран способен производить топливо самостоятельно, заявил Моттаки, назвав такой вариант "предпочтительным". В то же время, он отметил, что Тегеран по-прежнему готов к переговорам с Западом.
"Мяч на их стороне, они должны дать нам ответ, - сказал Моттаки, - угрозы и санкции бесполезны".
В центре всего этого ядерного спора находится вопрос об обогащении. Низкообогащенный уран используется в качестве топлива в энергетических ядерных реакторах, но высокообогащенный уран можно применять для изготовления ядерных боезарядов. После переработки в топливные стержни уран уже невозможно дообогащать.
ООН требует от Ирана прекращения всех работ по обогащению. Тегеран отвечает на эти требования отказом, заявляя о своем праве на разработку ядерных технологий на основе договора о нераспространении. Иран также вызывающе заявил о том, что намерен построить 10 новых объектов по обогащению урана, чем вызвал мощный упрек со стороны Международного агентства по атомной энергии.
Соединенные Штаты и их союзники грозят применением новых санкций против Ирана, если он откажется от сотрудничества.
На этой неделе президент Махмуд Ахмадинежад отверг установленный администрацией Обамы и Западом срок до конца года, в течение которого Тегеран должен согласиться на предложенную ООН сделку. Он также с пренебрежением отозвался об угрозе новых санкций.