Один из представителей Русской Православной Церкви предложил объявить 7 января национальным праздником в честь изгнания Наполеона из России в 1812 году.
«Праздник Рождества - это еще один день победы для нашего государства.
Седьмого января 1813 года по григорианскому календарю царь Александр
I издал указ, извещающий о полном изгнании армии Наполеона с
территории Российской Империи,” – пишет информационное агентство РИА «
Новости», цитируя слова иеромонаха Филиппа, заместителя председателя
Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви.
На пресс-конференции, состоявшейся на этой неделе, иеромонах Филипп напомнил, что до Октябрьской революции 1917 года в России традиционно отмечалось сразу два праздника в один и тот же день: православное Рождество и победа России в Отечественной войне 1812 года над армией Наполеона.
«Я очень надеюсь, что эту традицию удастся возродить», - сказал иеромонах Филипп.
В четверг, в интервью RT отец Филипп отметил, что его инициатива о возобновлении празднования изгнания наполеоновских войск из России не является официальной позицией Русской Православной Церкви.
«Я считаю, что этот вопрос должен быть вынесен на всенародное обсуждение. Любой праздник должен получить одобрение общественности», - подчеркнул иеромонах Филипп.
Поэтому, прежде чем объявлять изгнание французов из России национальным праздником, очень важно узнать мнение россиян по этому вопросу. Отец Филипп ожидает, что российское общество весьма скоро отреагирует на данное предложение, которое, по его мнению, будет рассмотрено и патриархом Кириллом.
«Дело не в учреждении нового государственного праздника», - продолжил свою мысль представитель Русской Православной Церкви.
Он убежден, что главное - это историческая память. Необходимо помнить о войне 1812 года и о победе, которую одержали в ней Россия и народ. «Когда французы вторглись на территорию России, «страна находилась на грани уничтожения», - отметил в своем интервью иеромонах Филипп, напомнив при этом, какие огромные потери понесла Россия и что ее столица – Москва – была сожжена до основания.
Также, всегда необходимо помнить и о «народном единстве», проявленном в ходе войны. Ведь на войну против французов поднялась вся российская нация.
Борьба с тоталитаризмом
Идея возродить празднование поражения великой армии Наполеона в России уже успела привлечь внимание общественности. По сообщению газеты «Коммерсант», инициативу поддержали представители других религий. Представительница Совета муфтиев России Гульнур Газеева назвала данное предложение «интересным». Мусульмане России «пережили те же радости и горести» во время войны 1812 года. Она упомянула, что в награду за их заслуги царь Александр I разрешил открыть первую мечеть в Москве.
В целом, евреи также поддержали данную инициативу, но отметили, что важно помнить о некоторых нюансах. Председатель правления Федерации еврейских общин России Александр Борода заметил, что важно понимать основную цель данного праздника.
“Если целью является укрепление патриотических чувств, то это хорошо, - сказал он, - если антизападных, то плохо”.
Интересно отметить, что в 1915 году данный праздник был запрещен в России из дипломатических соображений. Недавние враги Россия и Франция стали друзьями-союзниками, объединив свои силы в ходе Первой мировой войны. Вопрос в том, как восстановление праздника повлияет на сегодняшние взаимоотношения России и Франции.
“Важна правильная расстановка акцентов”, - сказал иеромонах Филипп в интервью RT. “Россия освободила Европу от диктатора…, который подчинил своей воле всю Европу. Россия проявила себя как цивилизованная страна” в “борьбе с тоталитаризмом”.
Не нужно видеть в этом предложении враждебность по отношению к Западу, сказал он. “Победа [над наполеоновскими захватчиками] возвела Россию в разряд величайших мировых держав”, - заявил российский священнослужитель.
Андрей Золотов, главный редактор российского журнала Russia Profile, сказал в интервью телеканалу RT, что вероятность того, что празднование поражения Наполеона скажется на отношениях между Россией и Францией, мала. Он отметил, что в соборе Дома инвалидов (Les Invalides) в Париже, где похоронен Наполеон, Москва и Бородинская битва упоминаются как одна из его побед.
“Также в Париже есть станция метро «Севастополь» и Севастопольский бульвар, названный в честь так называемой победы французов в Севастополе [портовом черноморском городе] в ходе Крымской войны”, - продолжил он. И ни одно из этих обстоятельств никак не сказывается на двусторонних отношения двух государств. “Так почему же [празднование победы России] должно как-то осложнить эти взаимоотношения?”
Почему 7 января?
Некоторые аналитики говорят, что не имеют ничего против идеи празднования этой исторической даты, но выступают против объявления ее национальным праздником.
«Я не уверен, что нам следует отмечать факт изгнания армии Наполеона из России каким-то особым образом, поскольку в российской истории найдется немало важных дат, свидетельствующих о мощи нашего государства, доблести нашего народа и величии нашей страны в борьбе за свою независимость», - сказал в своем интервью информационном у агентству «Интерфакс» директор Института российской истории РАН Андрей Сахаров.
Историк напомнил, что 7 января не отмечалось как праздник в Российской Империи, а император Александр I не любил, когда ему напоминали о войне 1812 года.
«Когда же Александра спросили, почему он столь редко вспоминает о событиях войны 1812 года, то он ответил: "Это история моей жизни, это пожар в Москве и огромные потери. Это драма в истории страны"», - сказал Сахаров.
Между тем, иеромонах Филипп считает, что существует множество причин, по которым 7 января следует отмечать именно как национальный праздник. В своем интервью телеканалу RT он сказал, что изгнание Наполеона является не только важнейшим событием российской и европейской истории. Война 1812 года оставила большой след в русском искусстве, архитектуре и литературе. В качестве примера священнослужитель привел роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир», Триумфальную Арку в Москве и, конечно же, московский Храм Христа Спасителя – самую крупную православную церковь в мире. Император Александр I подписал манифест о строительстве Храма Христа Спасителя в Москве в знак благодарности Господу и во славу победоносной русской армии.
«Филарет Дроздов написал по этому случаю литургию. Это была специальная праздничная молитва», - сказал в своем интервью телеканалу RT Андрей Золотов.
Как журналист, хорошо знающий традиции Русской Православной Церкви, Золотов высказал свое мнение относительно мотивов, стоящих за предложением возродить праздник.
«Мне кажется, что Русская Православная Церковь хочет усилить значимость праздника Рождества Христова, который за годы советской власти утратил свое значение в качестве главного зимнего новогоднего праздника, - пояснил свою позицию Золотов. - Нужно посмотреть, какой отклик будет иметь в обществе данная инициатива. Согласитесь, что очень трудно создать традицию: некоторые традиции благополучно приживаются, другие нет».
«Во-первых, не надо торопить события»,- продолжил свою мысль Золотов. Он подтвердил слова иеромонаха Филиппа о том, что предложение о праздновании изгнания наполеоновских войск из России «еще не является официальной позицией РПЦ. Официальное предложение должно исходить от патриарха Кирилла или священного Синода… Во-вторых, (праздничные торжества как таковые) никто никогда не отменял. Был отменен лишь указ императора Александра I , опубликованный в день православного Рождества».
Роковая ошибка Наполеона
До того, как двинуть свои войска на восток и осуществить свой
грандиозный план завоевания России, император Наполеон покорил уже
почти всю континентальную Европу. Но, если говорить об официальных
причинах войны, то у России и Франции в то время был некоторый
конфликт интересов. Император Наполеон требовал от российского царя
ужесточить континентальную блокаду Англии.
Однако Россия не только не присоединилась к блокаде, а, наоборот, ввела пошлины на французские товары. Александр I потребовал от Франции вывести свои войска из Пруссии, утверждая, что Наполеон нарушает подписанный ранее двумя правителями Тильзитский мирный договор.
Французское вторжение в Россию началось 24 июня 1812 года, года когда 650 000 солдат армии Наполеона перешли границу Российской Империи. Военная кампания, которая обещала быть успешной и победоносной, стала началом конца тщеславного французского завоевателя и его великой армии.
Несмотря на серьезные потери и дезертирство, французы заставили русские войска отступить. Наполеон одержал победу в битве под Смоленском 17 августа и в Бородинском сражении 7 сентября. После нескольких месяцев военного похода измотанная и измученная французская армия вошла в Москву 14 сентября. К тому времени она сократилась до 110 000 человек. Войдя в Москву, Наполеон увидел разрушенный и объятый пламенем город, который подожгли сами москвичи перед тем, как оставить его.
Русская армия под предводительством своего главнокомандующего Михаила Кутузова отбила все последующие атаки Наполеона, после чего император Александр I отказался от перемирия, предложенного французами. К тому времени Наполеон четко осознал бессмысленность надежд на то, что русские сдадутся. К тому же, приближалась зима, а его измученная армия терпела большую нужду от холода, голода и болезней. Единственным правильным решением представлялось вывести французские войска из России.
Наполеон Бонапарт намеревался перейти реку Березину, а оттуда отправиться в Польшу. В планы русской армии входило устроить французам западню и окончательно разгромить их. И этот план был успешно осуществлен. После ужасающего поражения в Битве на Березине, которая произошла 26-28 ноября 1812 года, Наполеон бросил изможденные и оборванные остатки своей армии на произвол судьбы и вернулся во Францию. С тех пор слово «berezina» во французском языке является синонимом слова «катастрофа». 25 декабря 1812 по юлианскому календарю (7 января по новому стилю в соответствии с григорианским календарем) император Александр I объявил об окончательном изгнании наполеоновских захватчиков из Российской Империи и победоносном завершении войны.
Меньше, чем через год после этого, 16-19 октября 1813 года великая
армия Наполеона Бонапарта была полностью разгромлена коалиционными
силами в Битве под Лейпцигом, которую также называют Битвой народов.
В следующем году будет отмечаться двухсотлетие этой битвы (так в тексте, на самом деле в 2013 году - прим. перев.). В связи с
этим глава Русской Православной Церкви патриарх Кирилл заявил, что
это важное событие следует отметить «с активным участием церкви,
государства и общественности». Он напомнил, что столетие Битвы
народов было отмечено открытием православной церкви в Лейпциге.