В последнее время мировая общественность принялась горячо обсуждать возможную российско-французскую сделку относительно жемчужины французского флота – кораблей класса „Mistral“. Так, известный французский философ и писатель Андре Глюксман в статье для газеты Le Monde называет это чудовищным, отмечая, что до сих пор ни одна страна, входящая в НАТО, не подписывала еще контракта на вооружение с Россией в нарушение «табу, действующего с начала существования Атлантического альянса».
Париж принял ультиматум В.Путина: «Рено» будет участвовать в финансировании «Автоваза». Французская компания „Total“ является партнером российского «Газпрома» в освоении Штокмановского газового месторождения в Баренцевом море. «Газпром» подписал меморандум с „Electricite de France“ о 10% акций в морской части газопровода «Южный поток».
Однако возможная сделка относительно «Мистралей» – эпизод исключительный. «Поставляя Путину вооружения для оперативной высадки в Грузии, в Крыму или в прибалтийских странах, мы посылаем ему ясное сообщение: вперед!» – возмущается А. Глюксман.
Российский ВМФ имеет на вооружении около 20 универсальных десантных кораблей (проекты 1174, 1171, 775). Они по своим технико-боевым характеристикам, немногим уступают «Мистралям». Да, у «Мистралей» широкий профиль. Это, в том числе, и корабли управления. Но почему такие не создать в России? Ведь умеют же там строить современные фрегаты, а, к тому же, тамошней судостроительной промышленности заказы нужны как воздух.
По словам вице-премьера И. Сечина, Россия в состоянии строить универсальные десантные корабли типа «Мистраль». Зачем же тогда покупать? Есть версия, что россиянам нужна только электроника «Мистралей». Но где гарантия, что при покупке они получат стандартную, а не упрощенную комплектацию?
Напрашивается вывод: намерение России приобрести десантный вертолетоносец "Мистраль" мотивировано, скорее, политически. Вспомним помощь Франции «Автовазу», присоединение к «Южному потоку». А плюс еще сдержанное отношение к расширению НАТО… В этой связи российский военный эксперт Р. Пухов размышляет: «Подлинные цели покупки… мне неясны. Предполагаю, что это решение было санкционировано наверху, где путем выдачи Франции крупного контракта решили «отблагодарить» президента Николя Саркози за лояльную по отношению к России политику».
Контракт относительно «Мистралей» – еще один эпизод стратегического партнерства России и Франции? Литве такое сближение не сулит ничего хорошего. Как, впрочем, и всему Евросоюзу. На примере Франции мы имеем лишнее подтверждение тому, что ведущие страны ЕС озабочены главным образом своими собственными, а не общеевропейскими интересами. Упомянутое сближение укрепляет позиции России. А памятуя о том, что Москва не питает теплых чувств к государствам Центральной и Восточной Европы, ситуация может способствовать внутреннему расколу ЕС.
До принятия решения по «Мистралям» А. Глюксман предлагал «отказаться от глупой и мрачной идеи». А первый генеральный секретарь Североатлантического альянса Гастингс Лайонел Исмей в свое время бросил крылатую фразу: «Цель НАТО – выгнать русских, привести американцев и держать немцев в повиновении». Думается, фраза останется справедливой, если немцев в ней заменить на французов…