Первый экземпляр фотокниги "Грузинская весна" подарили в июле приехавшему с официальным визитом американскому вице-президенту Джо Байдену. Построена книга по классической схеме: десять фотографов агентства Magnum представляют свой взгляд на страну. При этом инициатива принадлежит президенту Грузии Михаилу Саакашвили, а финансировало проект министерство культуры страны.
Фотоагентства, конечно, довольно часто занимаются пиаром тех или иных компаний или предприятий (т.е. корпоративных клиентов), но случаи работы на правительства все еще относительно редки. Особенно, когда это касается острейших вопросов международной политики.
В августе 2008 года Грузия начала войну с Россией за контроль над сепаратистской провинцией Южная Осетия. По окончанию конфликта ее прозападный президент дал старт дипломатической кампании, направленной на Европейский союз и НАТО, в которое Грузия так отчаянно стремиться войти.
Книга "Грузинская весна" (опубликована на 4 языках тиражом в несколько тысяч экземпляров) и сопутствующие ей фотовыставки – это явный пиар-ход Грузии. И как же насчет столь ценимой фотографами независимости? "Это в рамках проекта "культурная демократия", - говорит директор агентства Magnum Жюльен Фридман (Julien Frydman). "Но эта книга совсем не похожа на туристическую или рекламную брошюру. Здесь есть целый ряд довольно-таки жестких фотографий. Мы приняли предложение, потому что Грузия согласилась дать нам карт-бланш".
Проект увидел свет благодаря фотографу Magnum Томасу Дворжаку (Thomas Dworzak), который просто влюбился в Грузию в 90-х годах. Он регулярно делает репортажи из этой страны и время от времени живет в там. У него даже есть грузинский паспорт. В 2008 году он сделал для журнала Time работу, посвященную президенту Саакашвили, и "Миша" попросил его возглавить работу над книгой о Грузии. Дворжак предложил заняться этим проектом агентству Magnum.
Известный британский издатель фотокниг Крис Бут (Chris Boot) также принял в нем участие, добавив к каждой фотографии заголовок и краткое описание. "Я не сделал бы этого не для всякой ", - объясняет он. "Я не стал бы такого делать для Кубы, или Северной Кореи, а также возможно и для России. Но мне показалось крайне интересным изобразить современную Грузию. Проект походил скорее на серию заказов, чем на рекламную книгу. И когда фотографы приехали на место, им были открыты все двери".
У "карт-бланш" есть, тем не менее, свои ограничения. После ознакомления с макетом книги в правительстве Грузии посетовали на отсутствие "известных пейзажей и грузинских икон", объясняет Крис Бут. И ему пришлось согласиться добавить в книгу целый ряд фотографий, предоставленных Дворжаком или грузинским правительством. "Мы поместили их в начале и конце книги и представили в качестве открыток, чтобы подчеркнуть их отличие от других фотографий", утверждает Крис Бут.
Содержание книги крайне разнообразно. Марк Пауэр (Mark Power) рассказывает о промышленности. Антуан Д'Агата (Antoine D'Agata) ведет фотоохоту мрачных кварталов, где живут проститутки. Алек Сот (Alec Soth) ищет "красивейшую женщину Грузии". Работа Томаса Дворжака гораздо больше остальных напоминает пропаганду. Он узнал у президента "десять вещей, которыми он гордится больше всего" и иллюстрировал его цитаты фотографиями: победа над коррупцией, модернизация управления и т.д. В своем вступительном слове фотограф говорит, что хоть его возможно и будут упрекать в пропаганде, но приезд коллег из Magnum в Грузию стал одним из лучших событий в его жизни.
В телефонном разговоре из Афганистана, где он сейчас освещает операции грузинского батальона, фотограф не высказывает и тени сомнения: "Я никогда не иду наперекор своим убеждениям. Я сам решил посвятить работу президенту. И у меня нет ощущения, что я продал душу!" По мнению Дворжака, "Грузинская весна" – это прежде всего "авторская книга". "У нас было больше свободы действий, чем во многих куда более "художественных" проектах", подчеркивает он.
Эта книга о Грузии свидетельствует в первую очередь о том, что фотоагентства уделяют все больше внимания проектам, представляющим собой нечто среднее между репортажами и пиаром. Независимые организации, фонды и предприятия предлагают фотографам выгодные им темы, оставляя, тем не менее, поле для издательского маневра. Подобные операции задействуют значительные суммы денег, что особенно важно с учетом нынешних финансовых трудностей всех фотоагентств.
Так, "Грузинская весна", безусловно, стала для Magnum настоящим глотком свежего воздуха. "Это, конечно, крупный проект, но не он спас агентство!", восклицает Жюльен Фридман. Он не приводит никаких данных, но по обычным тарифам отправить фотографа в страну на две недели стоит с учетом всех расходов около 50 000 евро. А в проекте "Грузинская весна" было задействовано десять фотографов.
Такого рода "спецпроекты" (как их называют в Magnum) позволяют компенсировать вызванное кризисом прессы резкое падение заказов, сохранив при этом видимость свободы. Как бы то ни было, далеко не все клиенты столь же толерантны. И хоть источник финансирования "Грузинской весны" называется в открытую, в большинстве случаев столкнувшийся с конечным продуктом человек понятия не имеет о том как, для кого и почему он был сделан.