Американский поисковик Google объединился с одним из крупнейших российских порталов Mail.ru. Цель такого сотрудничества – потеснить "Яндекс", бессменного лидера этого быстрорастущего рынка.
У Google, один из основателей которого Сергей Брин родился в Москве, сегодня большие планы на Россию. До настоящего времени у американского гиганта были проблемы с проникновением на рынок этой 143-милионной страны, где сейчас быстрыми темпами увеличивается число Интернет-пользователей (по данным ComScore, за 2008 год их число выросло на 27% и составило 17,5 миллионов человек). Воспользовавшись разногласиями между двумя крупнейшими операторами рынка, компания рассчитывает закрепиться в России, став поисковиком для одного из них. Бесспорный лидер поиска в рунете "Яндекс" не слишком ладил с крупнейшим российским порталом Mail.ru, который решил внезапно сменить партнера: его пользователей отныне направляют на Google, а не "Яндекс".
За технологическим партнерством последовало и сотрудничество в сфере маркетинга. "Это соглашение дает нам возможность улучшить качество нашей поисковой системы. Мы сможем отвечать на гораздо большее число запросов", рассказал Les Echos генеральный директор Google в России Владимир Долгов, который уже работал с Mail.ru с 2003 по 2005 годы. Благодаря такому партнерству к Google перейдет немалое число запросов с Mail.ru, что увеличит долю компании на рынке. "Соглашение было подписано в то время, когда Google уже начал наращивать свое присутствие в стране, где проникновение иностранного оператора на внутренний рынок выглядит довольно проблематичным по целому ряду социополитических причин", говорит аналитик ComScore Жами Кавен (Jamie Cavin). "В октябре 2008 года его доля рынка составляла 28%, а год спустя достигла 36%". При этом степень проникновения Google здесь гораздо ниже, чем в Европе (78% во Франции, 80% в среднем по континенту, по данным ComScore).
"Россия – это довольно специфический рынок", объясняет Владимир Долгов. "Прежде всего из-за языка. Потребовалось много времени и усилий для того, чтобы наша поисковая система смогла хорошо говорить по-русски". Это произошло всего три года назад. "Кроме того, процедуры оплаты, циркуляции документов и налогообложения сильно отличаются от тех, что приняты в США и других западных странах. Адаптировать нашу модель к российским реалиям оказалось не так-то просто. Но с другой стороны, это один из самых динамичных рынков", рассказывает Долгов. И этим динамизмом пользовался в первую очередь "Яндекс". Гегемония российского поисковика становится, однако, все менее и менее очевидной. Его доля сократилась за год на 3% и составила 50% по данным на октябрь 2009 года.
Партнерство Google и Mail.ru объясняется главным образом интересами бизнеса. Хотя, возможно, замешана здесь и политика.
Стратегический актив
В последнее время "Яндекс", который правительство рассматривает как "стратегический актив" страны, стали подозревать в том, что тот уступил требованиям властей следить за интернет-пользователями. В сентябре этого года "Сбербанк" купил "золотую акцию" "Яндекса", что дало ему право напрямую контролировать выбор акционеров и сделало его представителем правительства в компании. Случайно или нет, но "Яндекс" намеревается в будущем убрать с главной страницы список самых популярных блогов, который был отличным способом быстро узнать самые обсуждаемые в сети проблемы (а они зачастую выставляли власти в невыгодном свете). Как бы то ни было, в Google предпочитают игнорировать тот факт, что за решением Mail.ru может стоять политика. "Мы не намерены комментировать подобные рассуждения. Наша роль остается неизменной: предоставлять наилучшие результаты по их запросам пользователей", подчеркивает Владимир Долгов.