Попытка подрыва самолета авиакомпании Northwest Airlines в праздник Рождества стала новой особенностью терроризма, который постоянно совершенствует методы своей деятельности после терактов 11 сентября.
После уничтожения "башен-близнецов" в Нью-Йорке в 2001 году террористы все время стараются хотя бы на шаг опередить службы безопасности авиалиний, изыскивая все новые способы подрыва самолетов. Для этого они прячут свои взрывные устройства где угодно: в туфлях, в белье, как случилось на прошлой неделе - и даже внутри себя.
Говорит Норман Шенкс (Norman Shanks), бывший руководитель службы безопасности британской компании-оператора аэропортов BAA: "11 сентября это дата рождения террористов-смертников на самолетах. До этого времени существовало мнение, что они лишь время от времени могут совершать свои теракты. Сегодня жизнь человека стала стоить меньше".
Сразу после событий 11 сентября главные усилия служб безопасности на авиалиниях были сосредоточены на мерах, мешающих террористам проносить на борт ножи, а также захватывать самолеты, как это случилось в тот трагический сентябрьский день.
Были защищены кабины пилотов, а пассажирам запретили проносить на борт колющие и режущие предметы.
Первая попытка применения альтернативного метода нападения террориста (очевидно, он тоже хотел уничтожить самолет ценой собственной жизни) была осуществлена уже спустя три месяца после 11 сентября. В декабре 2001 года на рейс из Парижа в Майами сел пассажир Ричард Рейд (Richard Reid). На ногах у него были высокие ботинки, заполненные пластичной взрывчаткой.
Когда после начала полета прошло два с половиной часа, Рейд снял ботинки и начал тихо молиться, а затем попытался взорвать самодельное взрывное устройство.
Ему это не удалось. Израсходовав шесть спичек, он увидел, что случайно расплавил взрыватели, прикрепленные к пластиту, который был спрятан в подошвах ботинок. Подготовленная ФБР реконструкция возможных последствий, которые могли наступить в случае, если бы бомба Рейда сдетонировала, показывает, что взрывом в обшивке самолета пробило бы брешь, и это привело бы к катастрофе с гибелью всех людей на борту.
В отличие от вполне благополучного сына банкира и выпускника Университетского колледжа Лондона Умара Фарука Абдулмуталлаба (Umar Farouk Abdulmutallab), которого обвинили в попытке подрыва рейса Амстердам-Детройт, Рейд был мелким воришкой, выросшим на южной окраине Лондона в Бромли. У него было нелегкое детство, и он стал приверженцем Усамы бен Ладена, когда познакомился с исламом в тюрьме для малолетних преступников "Фелтхэм", что на западе Лондона.
После 11 сентября террористам удалось осуществить два теракта. В августе 2004 года две женщины-чеченки, потерявшие мужей во время войны Чечни и России, подорвали себя, находясь на борту двух самолетов, летевших из Москвы. В результате погибло 90 человек. Следователи обнаружили среди обломков следы взрывчатого вещества гексоген, который чеченские террористы использовали и раньше.
В 2006 году террористы-смертники изменили свою тактику. Банда британских мусульман-экстремистов запланировала подрыв семи трансатлантических рейсов с использованием жидкого взрывчатого вещества. В августе 2006 года они были арестованы еще до того, как смогли осуществить свои нападения. Трое из них получили тюремные сроки.
Возникает и новая, более серьезная угроза безопасности на авиалиниях. Заключается она в том, что террористы пытаются проносить на борт бомбы внутри собственного тела, что дает им возможность обмануть сканеры. В августе боевику из "Аль-Каиды" удалось пройти несколько проверок безопасности со взрывным устройством, спрятанным в заднем проходе.
После двух рейсов он сумел взорвать свое устройство во дворце человека, который был его мишенью. Это был известный саудовский принц. Взрывом террориста разорвало на куски, а его левую руку прочно припечатало к потолку. Но уничтожить принца нападавшему так и не удалось.
Представители служб безопасности признают, что у них не так много способов и техники для просвечивания людей, прячущих в своем теле бомбы. "Это вызывает у нас самую серьезную озабоченность", - заявил один из источников.
Произошедший в пятницу неудачный теракт имеет кое-что общее с похожим инцидентом, имевшим место в Китае. В преддверии Пекинской олимпиады в марте 2008 года на борту рейса China Southern Airlines арестовали 19-летнюю Гузалинур Турди (Guzalinur Turdi). Члены экипажа почувствовали запах бензина, когда девушка выходила из туалета.
В мусорной корзине туалета они обнаружили банку с напитком, в которой была огнеопасная жидкость. Напиток заменили на эту опасную жидкость при помощи шприца. Китайские власти заявляют, что Турди во всем созналась.
Выбор Абдулмуталлаба, который решил пронести взрывчатое вещество на борт во флаконе, говорит о том, что способы, применяемые при таком виде теракта, пока далеки от совершенства.
Среди создаваемых сканеров есть один, при помощи которого можно анализировать содержимое проносимых на борт жидкостей. В амстердамском аэропорту Схипхол, откуда летел Абдулмуталлаб, установлен один из новейших образцов такого устройства, хотя террорист через него не проходил. Такие сканеры также прошли проверку в Хитроу и Манчестере, но решение об их установке в британских аэропортах так пока и не принято.
Кое-кто выражает озабоченность в связи с тем, что это посягательство на частную жизнь пассажиров, поскольку на экране сканера они будут выглядеть голыми.
Говорит редактор издания Aviation Security International Филип Баум (Philip Baum): "В связи с событиями 11 сентября власти поняли, насколько опасны теракты с участием смертников. В некоторых районах Ближнего Востока люди ждут в очереди, чтобы стать мучеником-шахидом в борьбе за свое дело. И вполне понятно, хотя это и шокирует, что у некоторых людей в Великобритании также могут быть подобные убеждения".
Вот что сказал о произошедшем на прошлой неделе инциденте специалист по терроризму из Университета Св. Андрея (University of St Andrews) профессор Пол Уилкинсон (Paul Wilkinson): "Этот случай напомнил мне о террористе с бомбой в ботинках. То, что ему удалось поджечь свою ногу, пройдя все проверки безопасности, вызывает удивление".
"Если это было сложное взрывное устройство, возникнет масса вопросов по поводу безопасности в аэропортах".
Статья подготовлена при участии Оливии Патерсон (Olivia Paterson).