Вчера температура в Москве не поднималась выше отметки минус четыре по Цельсию. Однако премьер-министр Владимир Путин провел открытие нового российского нефтяного экспортного терминала, сидя в кресле в своем теплом кабинете в Кремле (Владимир Путин находился в это время на Дальнем Востоке – прим. пер.).
Кликнув мышкой, Путин дал указание по электронным сетям начать загрузку российского нефтяного танкера на весьма отдаленном терминале в Козьмино.
Этот стратегический важный нефтяной терминал станет российскими воротами на Восток, и отсюда нефть с новых месторождений, расположенных в Восточной Сибири, будет поставляться на экспорт в такие страны как Китай и Гонконг.
Это очень важный шаг в реализации стремления Путина диверсифицировать энергетические рынки России и сократить ее зависимость от западноевропейских покупателей.
Новый альтернативный маршрут позволит России не только иметь больше способов оказания давлении в ходе переговоров с европейскими потребителями, но и получить легкий доступ на азиатские рынки, которые обеспечивают рост глобального спроса.
Россия потратила около 1,25 миллиарда фунтов стерлингов на строительство нового терминала, однако самым большим экономическим достижением является трубопровод в Козьмино из Сибири, стоимость которого составляет 14 миллиардов фунтов.
Первая очередь этого трубопровода протяженностью 1 700 миль была закончена в прошлом месяце. Вторая очередь трубопровода длинной 1 300 миль пока еще только строится, и в будущем по новой нитке можно будет перекачивать примерно треть российского нефтяного экспорта. Вероятнее всего, этот участок трубопровода будет построен в 2012 году, а пока нефть будет доставляться к терминалу по железной дороге.
Все это может показаться достаточно далеким с точки зрения британских энергетических рынков, однако экономисты уже бьют тревогу по поводу будущего кризиса поставок энергоносителей, и в этом кризисе Россия держит на руках многие козырные карты.
Если принять во внимание истощение месторождений нефти в Северном море и тот факт, что дешевой нефти больше не будет, то все, что Россия делает со своими энергетическими ресурсами, имеет решающее значение. Российский государственный гигант Газпром поставляет приблизительно треть от общего объема потребляемых в Европе энергоносителей, и Путин не прочь продемонстрировать свои политические мускулы.
За время его руководства российские энергетические фирмы вернули себе контроль над ресурсами страны и существенно потеснили такие крупнейшие мировые компании как BP и Shell.
Теперь Путин намерен получить большее влияние в области маршрутов доставки энергоносителей на рынки. Значительно легче экспортировать нефть через терминал Козьмино, расположенный на российской территории, чем транспортировать энергоносители через территории соседних стран, отношения с которыми часто не являются особенно стабильными.
Бесконечное выяснение отношений с Украиной, через территорию которой прокачивается большая часть российской нефти и природного газа, обнажили те проблемы, которые могут возникнуть. Как раз вчера Россия предупредила, что она может прекратить поставки топлива в Словакию, Венгрию и Чешскую Республику из-за спора с Украиной по поводу транзита.
Глава британского энергетического регулятора Ofcom Алистер Бьюканан (Alistair Buchanan) (Алистер Бьюканан является главой Ofgem – прим. пер.) в прошлом месяце сообщил Mail о своих опасениях относительно того, что кризис с поставками российских энергоносителей приведет к «повышению цен» для потребителей в ближайшие несколько лет.
Среднестатистический счет за газ и электричество за последние пять лет увеличился более чем в два раза и составляет теперь 1 240 фунтов в год. Наша зависимость от иностранных поставщиков увеличивает риск дальнейшего повышения цен.
Цена на сырую нефть колеблется сейчас на отметке 79 долларов США за баррель – это самый высокий показатель за последний месяц, и угроза дефицита топлива во время зимы представляется очень даже вероятной.