Москва снова становится излюбленным местом, куда устремляются латиноамериканские лидеры левого толка в с целью получения кредитов, подписания контрактов и закупки оружия.
Со своей стороны Кремль пытается предложить себя Латинской Америке в качестве некой альтернативы гегемонии США и найти новых союзников в борьбе против «гегемонии одной единственной державы в мире, какой бы сильной она ни была».
Для российского президента Дмитрия Медведева, посетившего в прошлом году Перу, Бразилию, Венесуэлу и Кубу, «развитие отношений с Латинской Америкой не конъюнктурное решение и не желание с кем-либо соревноваться, а сознательный выбор».
Россия «готова развивать широкое взаимодействие с латиноамериканскими странами», заявил Медведев, принимая в Кремле президента Никарагуа Даниеэля Ортегу.
Бывший Командующий Сандинистским Фронтом Национального Освобождения, в предыдущее президентство которого товарооборот с СССР достигал сотен миллионов долларов в год, сделал Кремлю неоценимый подарок.
Уже в самом начале своего визита Ортега заявил о признании Абхазии и Южной Осетии, чью независимость Россия отстояла силой оружия в ходе войны с Грузией в августе 2008 года.
Официальные источники в России никогда не называли точную сумму компенсации за это «суверенное решение», однако в российской прессе упоминались два миллиарда долларов в виде кредитов на самые разнообразные нужды.
Речь идёт о различных поставках, начиная с сотни автобусов и заканчивая возобновлением военно-технического сотрудничества и участием в «плане развития» нынешнего сандинистского правительства.
Никарагуа является «одним из ключевых и стратегических партнёров» России в Латинской Америке, подытожил Медведев.
Самым давним партёром России является Куба, чей президент Рауль Кастро также посетил в этом году Москву, чтобы «активизировать» двусторонние отношения, заметно ухудшившиеся после распада СССР.
После семи дней, проведённых в Москве под знаком ностальгических воспоминаний и непростых переговоров, младший брат Фиделя покинул Россию, увозя с собой в портфеле меморандум о стратегическом партнёрстве, около сорока соглашений и, как сообщает Министерство Финансов РФ, пакет кредитов на сумму в 354 миллиона долларов.
И всё же главный союзник и стратегический партнёр Москвы в Западном Полушарии уже не Куба, которая, по выражению одного кубинского дипломата, «забыла то, что произошло», намекая на то, как Москва в 90-е годы прошлого века бросила на произвол судьбы своего бывшего союзника.
Место Кубы заняла Венесуэла. Президент Уго Чавес - частый гость в Москве, а его страна превратилась в главного заказчика российской оборонной промышленности в Латинской Америке.
Вскоре после того, как Чавес объявил о признании Абхазии и Южной Осетии, что теперь для Кремля, похоже, является главным доказательством дружбы, Медведев заявил, что «Россия поставит Венесуэле те виды вооружений, которые она попросит».
За последние четыре года объёмы российско-венесуэльского сотрудничества выросли в 30 раз, и стороны намереваются наращивать его темпы не только в военно-технической области, но также в энергетике, разработке и добыче углеводородов, строительстве электростанций и развитии инфраструктуры.
В уходящем году состоялся первый в истории двусторонних отношений визит президента Боливии в Россию.
«Я никогда не думал, что такая мировая держава как Россия примет у себя президента [Боливии], которого подчас обвиняют в терроризме, наркоторговле, подвергают дискриминации», заявил Эво Моралес.
Уже после первых переговоров Медведев охарактеризовал Боливию как «перспективного партнёра», с которым Россия поддерживает «насыщенный политический диалог», а боливийский руководитель покинул Москву, увозя с собой соглашения о сотрудничестве в военно-технической области и в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а также меморандум о взаимопонимании в деле борьбы с последствиями стихийных бедствий.
Визит в Россию президента Эквадора Рафаэля Корреа (также первый за всю историю двусторонних отношений) завершился подписанием Декларации о стратегическом партнёрстве, закладывающей основы для «ускоренного развития отношений», как заявил эквадорский руководитель.
К 2014 году, как считает Корреа, российские инвестиции в Эквадор могут достичь 2,5 миллиардов долларов.
Высокий эквадорский гость выразил надежду на многократное увеличение экспорта из своей страны в Россию, достигшего в прошлом году около миллиарда долларов.
Весьма плодотворным оказался и визит президента Чили Мишель Бачелет, подписавшей в Москве совместное заявление и соглашения о сотрудничестве в области культуры и обороны.
«Чили желает укрепления диалога с Россией», заявила Бачелет, добавив, что её страна «весьма ценит укрепление отношений России с латиноамериканским континентом».
Как подчеркнул Дмитрий Медведев, позиция России «заключается в том, чтобы присутствовать, работать в Латинской Америке и развивать сотрудничество с дружественными странами во всех областях: в экономике, в военной сфере, экологии, сельском хозяйстве, в координации внешней политики».