Эйфория и оптимизм по поводу «оранжевой революции» 2004 года на Украине испарились, подобно слезам давно отвергнутого любовника, а на смену им пришёл глубокий цинизм: страна готовится к первым президентским выборам после тех событий пятилетней давности, в драматичнейшей форме продемонстрировавших силу народа.
Президент Виктор Ющенко, которого в 2008 году приветствовали как героя и канадский премьер-министр Стивен Харпер (Stephen Harper), и обе палаты канадского парламента, и все 1,2 миллиона канадцев украинского происхождения, едва смог зарегистрироваться в качестве кандидата. Ожидается, что 17 января, в первом туре голосования, он потерпит сокрушительное поражение.
Бывшая союзница по «оранжевой революции», а ныне — соперница Юлия Тимошенко, премьер-министр с большой харизмой и несколько неровной репутацией, уступает по рейтингу только Виктору Януковичу, который как раз и был проигравшей стороной в том эпическом противостоянии 2004 года, в ходе которого западные СМИ называли его марионеткой Москвы.
Янукович, возглавляющий Партию регионов, как политик имеет настолько запятнанную репутацию, что в любой демократической стране, не поражённой регионализмом и коррупцией в такой степени, как Украина, ему бы уже пришёл конец.
В молодости Янукович дважды сидел в тюрьме (за ограбление и за нападение), не очень грамотен (называя себя профессором, он написал слово «профессор» с орфографической ошибкой, а также допустил множество ошибок в орфографии и пунктуации, когда заполнял документы для участия в выборах в 2004 году), крайне неловок в роли оратора, должен целому ряду олигархов (в том числе миллиардеру Ринату Ахметову, пользующемуся крайне сомнительной репутацией) и к тому же пытался жульничать на выборах 2004 года.
На тех выборах Янукович победил, но его победа вскоре была аннулирована, так как вскрылись нарушения, и сотни тысяч протестующих, надев оранжевые шарфы и кепки и размахивая оранжевыми флагами (это был предвыборный цвет Ющенко), вышли на улицы, потребовали повторного голосования и добились своего.
Победа Ющенко на повторных выборах оказалась ещё более драматичным событием в свете совершённой в том же году неудачной попытки отравить его. На лице кандидата остались шрамы, похожие на шрамы от ранений на войне. Вскоре его рейтинг зашкалил за шестьдесят процентов.
Сегодня из-за жесточайшего экономического спада, постоянных склок с бывшим партнёром по «оранжевой» коалиции Тимошенко и многочисленных скандалов президент пользуется подддержкой примерно трёх процентов населения.
Любителям делать ставки на «лошадок» в политической гонке Украине есть что предложить. Янукович возглавляет список претендентов, но, по мнению многих наблюдателей, за пределами русскоязычного юга и востока страны его мало кто поддерживает.
Это означает, что Тимошенко, популистка и хороший оратор, может и победить его во втором туре голосования, который состоится 7 февраля.
Но более сильный отрезвляющий эффект имеет нечто иное: то, насколько мрачно смотрят на своё будущее украинцы, жители страны, которую Запад давно считал ключевой для сдерживания российской агрессии.
Опросы показывают, что около трёх четвертей населения считают политиков корыстными коррупционерами. Ноябрьский опрос, проведённый центром Pew Research Center (Вашингтон), выявил, что украинцы — едва ли не наиболее мрачно настроенный народ среди всех жителей бывших коммунистических стран со времён распада Советского Союза в 1989-91 годах.
В сентябре Pew Research опросили тысячу украинцев, задав им несколько вопросов об отношении к демократии и свободе предпринимательства. Украинцы заняли последнее место с большим отрывом. Погрешность опроса составляла четыре процентных пункта.
Одобрительно отнеслись к переходу к демократии всего тридцать процентов — чудовищно мало. Стран, где так ответило менее пятидесяти процентов, всего девять. И только тридцать шесть процентов украинцев одобряет переход к капитализму.
Постоянный цинизм, коррумпированность и мелочные ссоры между политиками, царящие на Украине, тревожат многих из 1,2 миллиона канадцев украинского происхождения. Эти люди представляют собой одну из самых влиятельных диаспор в стране.
«Ссоры между ними [то есть между героями «оранжевой революции» Ющенко и Тимошенко], в особенности между «зиц-политиками» и «реальными политиками», — это просто отвратительно. Это ужасно, кошмарно», — считает адвокат из Торонто и председатель Канадско-украинского фонда Боб Онишак (Bob Onyschuk).
Марко Левицки (Marco Levytsky), издатель эдмонтонской газеты Ukrainian News, считает, что среди представителей канадской диаспоры распространилось «значительное разочарование». Большая часть канадских украинцев родом с запада страны, враждебно относится к России и потому выступает преимущественно против политического движения Януковича, которое к России относится хорошо.
«Ющенко страшно разочаровал нас, а Тимошенко, похоже, хочет власти ради власти, а не реальных реформ».
Оба канадца считают, что главной проблемой являются недавние поправки к закону о выборах, которые, как они опасаются, повысят вероятность жульничества.
Канадско-украинский фонд добивается (пока что — безуспешно) от правительства Харпера денег на то, чтобы канадские украинцы смогли присутствовать на президентских выборах в качестве наблюдателей.
Заметим в скобках, что, хотя канадское правительство и внесло Украину в список двадцати приоритетных направлений для оказания помощи в развитии (Украина — единственная европейская страна в этом списке), вместо удовлетворения требований фонда оно участвует в делегации наблюдателей, отправляющихся в страну от Организации безопасности и сотрудничества в Европе.
Западные СМИ нередко писали о выборах 2004 года как о великой битве, в которой решалось, станет ли Украина частью Запада или подпадёт под господство России, но, по мнению многих аналитиков, общественность страны и тогда, и сейчас больше интересовала проблема вездесущей коррупции.
Организация Transparency International ставит Украину на 146 место в списке самых коррумпированных стран мира. Это незавидное место она разделяет с нищим и коррумпированным Зимбабве диктатора Роберта Мугабе (Robert Mugabe).
Этот рейтинг особенно шокирует, если учесть, что, по данным ООН, по таким показателям, как национальный доход на душу населения, здравоохранение и образование, Украина занимает 85-е место в мире.
Примерами коррупции страна изобилует, но, пожалуй, самый печальным для наблюдателей станет следующий: в 2005 года Ющенко, бывшему главе Центробанка со скромной зарплатой бюджетника, журналисты предъявили доказательства того, что его девятнадцатилетний сын разъезжает по городу на спортивном автомобиле за сто пятьдесят тысяч долларов, живёт в роскошнейших апартаментах, а корпус его мобильного телефона отделан платиной (стоит аппарат, как говорят, 50 тысяч долларов США).
Огрызаясь и обзываясь, Ющенко ответил журналистам, что всё это его сыну подарили богатые друзья.
Но, как написал политолог из Университета Виктории Серхи Екелчик (Serhy Yekelchyk) в своей книге «Украина: рождение современной нации» (2007 г.), всё это привело общественность к выводу, что «коррупция проникла в ближайшее окружение Ющенко».
Историки считают, что на пути к получению единой демократической силой политического мандата на сокрушительные политико-экономические реформы стоят два громадных барьера.
Во-первых, разделение страны на регионы коренится в многовековой истории завоевания её чужаками. Естественно, что русскоязычное население юга и востока страны более дружественно относится к Москве и более враждебно — к неудачным попыткам завязать тесные официальные и неофициальные связи с Европой и США, предпринимаемым националистами на западе страны и горячо приветствуемым представителями канадской диаспоры.
Во-вторых же (а по мнению британского историка и писателя Эндрю Уилсона (Andrew Wilson) этот второй фактор ещё и усугубляет первый) это то, как Украина бескровным путём обрела свою независимость от Москвы в 1991 году и повторно — в 2004.
Ни в том, ни в другом случае настоящей «революции» не произошло, настоящих боевых шрамов страна не получила и реальной смены режима не произошло, в результате чего коммунисты-аппаратчики и их приспешники, стоявшие у власти до объявления независимости, всё ещё сильны.
Онишак всё ещё надеется, что Тимошенко победит и придаст реформам нужный импульс, а вот Левицки надеется хотя бы на то, что хрупкие демократические институты Украины не получат смертельного удара из-за злоупотреблений на предстоящих выборах.
«Надежда в том, что, несмотря на лидеров, гражданское общество когда-нибудь победит, а лидеры наконец-то начнут в той или иной мере служить народам», — сказал он.