Терроризм наносит вред, превосходящий ежедневные потери жизни, даже когда заговор удается пресечь. В рождественский день 23-летний нигериец по имени Умар Фарук Абдулмуталлаб попытался превратить себя в живую бомбу на рейсе авиакомпании Northwest Airlines из Амстердама в Детройт. На первый взгляд он не очень-то подходит под описание сумасшедшего боевика, только что вышедшего из тренировочного лагеря в горах Пакистана. Его отец является недавно ушедшим на пенсию председателем Первого банка Нигерии, а сам он учился на инженера в Университетском колледже Лондона. Но теперь оказывается, что его отец был так обеспокоен политическими пристрастиями своего сына, что месяц назад он предупредил о них посольство США. Первоначальные сообщения указывают на то, что Абдулмуталлаб сообщил, что взрывчатка была получена им от аль-Каиды в Йемене. Основываясь на этом утверждении, определенные американские политики, в особенности, сенатор Джозеф Либерман из Коннектикута, призывают добавить Йемен к растущей оси зла. «Хочу, чтобы вы подумали над вот какими словами, сказанными мне одним из представителей нашего правительства в столице Йемена Сане. Ирак – это вчерашняя война. Афганистан – это сегодняшняя война. Если мы не сыграем на упреждение, Йемен станет завтрашней войной. Это опасность, с которой мы сталкиваемся», - заявил Либерман в эфире телеканала Fox News.
Либерман на самом деле призывает сделать Йемен сегодняшней войной, но ключом к его мышлению является другая фраза из того же интервью: «Нам следует всегда думать, как террористы». Ну, Джо, в этом-то вся проблема. Ты думаешь, как террористы, когда ты предлагаешь отправиться в страну, о которой ты ничего не знаешь, и сбросить на нее бомбы. К несчастью, похоже, что мы уже начали это делать. Нападение йеменского правительства на предполагаемое убежище аль-Каиды в Абъяне, произошедшее на прошлой неделе, по сообщениям привело к смерти 82 мирных жителей и ранению еще 213. Правительство утверждает, что уничтожило как минимум 34 боевика аль-Каиды. Президент Обама даже послал поздравительное послание президенту Салиху в связи с его успехами в борьбе с терроризмом. В том, что касается СМИ, идет ли речь о «давайте разбомбим их» мантрах Fox News или пытающейся транслировать господствующее мнение газете New York Times, упреждающая пропаганда уже началась. «В то время как растет обеспокоенность ростом исламистского экстремизма в близлежащем Сомали и Восточной Африке, представители администрации и американские законодатели говорят, что Йемен может стать следующим центром операций и подготовки аль-Каиды, соперничающим с беззаконными племенными территориями Пакистана, где действует верхушка организации», - написано в New York Times.
Так является ли Йемен новым террористическим убежищем, последним адресом, по которому следует пересылать письма международному заговору под торговой маркой «аль-Каида»? Давайте посмотрим правде в глаза. В то время как американцев уже давно кормят байками – в массе своей искаженными и глупыми репортажами и паникерством - об Ираке и Афганистане, большинство людей понятия не имеют о Йемене, даже о том, где его найти на карте. Гораздо проще опорочить безупречную репутацию и изобразить неизвестную никому страну так, как тебе хочется, когда нет никаких досадных фактов, которые могут воспрепятствовать тенденции находить врагов за каждым кустом. Междоусобные распри Йемена имеют мало общего с международной террористической сетью, от которой мы, предположительно, избавляем мир в Ираке и Афганистане, если, конечно, мы не убедим йеменцев в том, что им стоит войти в эту сеть. Проблема Йемена – это проблема испытывающей серьезные трудности экономики в перенаселенной стране, непрочно объединенной менее двадцати лет назад. Это неправильное понимание хорошо проиллюстрировано подписью к иллюстрации к статье в New York Times, цитата из которой приведена выше. Подразумевается, что на фотографии изображена толпа злобных сторонников террористов, которые без сомнения кричат «Смерть Америке!» На самом деле, эти протесты являются частью гораздо более широкого выражения разочарования в бывшем Южном Йемене по поводу господствующего вмешательства севера. Они рассержены на свое собственное правительство, то самое, которое Соединенные Штаты поощряют в его стремлении лишить своих граждан еще большего числа прав. Если вы хотите понять, почему в Йемене происходят протесты, присмотритесь к коррупции, нарушениям прав человека со стороны высокопоставленных чиновников и совершенной бедности в той части страны, которая когда-то казалась процветающей при социалистическом режиме.
Еще одна мысль теряется в ажиотаже обвинений. Как отмечено в той же статье New York Times, наращивание аль-Каиды в Йемене – это не просто доморощенное явление, а результат деятельности личностей, бежавших из Саудовской Аравии. Хотя Йемен – это не дикая, бесхозная земля северного Пакистана, там легче найти место для укрытия или слиться с толпой, чем на территории Саудовской Аравии. Йеменское правительство под руководством президента, находящегося у власти уже более трех десятилетий, никогда не контролировало всю страну, но умудряется поддерживать относительный мир с местными племенами. Эта фактически полу-федеративная политическая архитектура недавно начала рушиться из-за мятежа на севере, начавшегося по подстрекательство группы Хути. Но это началось как местная битва против правительственных стратегий, а не как тренировочный лагерь для антиамериканских или проиранских боевиков. Давление, оказываемое нашим правительством на йеменцев, чтобы те разобрались с плохими парнями, позволяет правительству применить крутые меры против своей политической оппозиции. В процессе весьма вероятно, что симпатии к аль-Каиде приживутся в сердцах йеменцев. Мнения, вроде тех, что высказывает сенатор Либерман, делают больше для вербовки террористов, чем любая Интернет-проповедь от подстрекателей. Вместо того, чтобы поставлять свежее мясо для все растущей оси зла, лучший способ умиротворить терроризм это – в противоположность совету Либермана – перестать вести себя как террористы. На данном этапе любой, у кого есть хоть какой-то повод для недовольства, может примкнуть к аль-Каиде, потому что мы превратили эту слабо связанную группировку в символ. Народ Йемена не враждебен нам, но мы, несомненно, можем превратить их в наших врагов.
Я говорю сейчас не просто как «эксперт из телевизора», а основываясь на личном опыте. В 1978 году я приехал в Йемен заниматься этнографическими исследованиями, и прожил больше года в аграрной долине, где все мужчины были вооружены. Это был племенной Йемен, где мало кто доверял слабому центральному правительству, однако эти люди действовали вместе, как сообщество, и строили местные дороги, школы и даже поликлиники. Ни единожды я не почувствовал себя под угрозой, потому что кодекс чести по-прежнему был в силе, и я был гостем и не угрожал никому там. В то время Соединенными Штатами восхищались как благочестивой страной, в отличие от коммунистов на другой стороне теплеющей холодной войны. В 1980-х я много раз возвращался в Йемен как консультант по развитию и видел йеменских профессионалов, многие из которых только что вернулись после обучения в США, жаждущих улучшить условия жизни в своей бедной стране. В 2005 году я встретился в курительной комнате с несколькими мужчинами, которых я знал на ежедневной основе более 25 лет назад. Они были шокированы вторжением США в Ирак и спросили меня, что я думаю об этом. Я ответил, что не считаю войну правильной, и что мне кажется, что она принесет с собой еще больше проблем. В какой-то момент один из моих друзей повернулся ко мне и сказал: «Когда ты впервые приехал, нам нравилась Америка, потому что у нее было что-то, чего не хватало нам, а теперь твоя страна так же коррумпирована, как наша».
Дэниел Мартин Вариско является главой кафедры антропологии в Университете Хофстра (Hofstra University)