Приказом министерства юстиции РФ были ликвидированы вызывавшие острые споры "секции дисциплины и порядка", набиравшиеся из числа заключенных.
С одобрением этого шага выступили российские правозащитники.
В сообщении на сайте минюста действовавшее с июня 2005 года "Положение о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных" названо "утратившим силу".
Одной из задач секций дисциплины и порядка (СДП) считалось "содействие администрации учреждения в соблюдении лицами, отбывающими наказание, правил внутреннего распорядка".
Новым приказом, как сказано в пресс-релизе минюста, членам самодеятельных организаций запрещается осуществлять командно-распорядительные и контрольные функции в отношении других осужденных.
Правозащитные организации активно выступали за ликвидацию СДП. По их мнению, эти объединения использовались администрацией колоний для давления на заключенных руками их сокамерников.
"Одиозный институт"
Добровольное участие в секциях давало заключенным преимущественное право на различные льготы и даже досрочное освобождение.
Члены СДП, согласно существовавшим правилам, могли проводить работу по поддержанию дисциплины и порядка среди осужденных посредством рейдов, а также бесед с лицами, допускающими нарушения установленного порядка отбывания наказания.
На деле принимаемые секциями меры нередко выливались во внутренние конфликты и создание атмосферы страха в тюремных заведениях.
В апреле 2009 года прокуратура Свердловской области сообщила о массовой драке в колонии города Ивделя, причиной которой стали хулиганские действия отряда СДП. Для пресечения вспыхнувших беспорядков пришлось привлечь сводные формирования охранников из других колоний, местной милиции и бойцов спецназа.
Предпринятые минюстом изменения направлены на "недопущение передачи администрацией исправительного учреждения своих полномочий по надзору и контролю за лицами, отбывающими наказание, и предотвращение конфликтных ситуаций между осужденными", говорится на сайте ведомства.
О необходимости "покончить с целым рядом непростых, одиозных институтов, таких, как секции законности и правопорядка", говорил ранее министр юстиции России Александр Коновалов.
Поддержка правозащитников
В поддержку принятых властями мер выступили российские правозащитники.
Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева назвала ликвидацию СДП революционным решением.
Она расценила это как "очень серьезный шаг на пути превращения [российской] пенитенциарной системы в цивилизованную".
"Мы бились за ликвидацию секций дисциплины и порядка на протяжении длительного времени. Это была просто иезуитская практика, когда в секции набирались заключенные. В них шли беспринципные люди и садисты, которые получали в колониях полную власть. Сотрудники ФСИН перекладывали на них часть своих обязанностей, эти секции были причастны к издевательствам и вымогательству", - сказала правозащитница.
Приветствовал приказ минюста и лидер движения "За права человека" Лев Пономарев.
Отказ от концлагерей
В недавнем интервью трем российским телеканалам президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что в системе исполнения наказаний в России нет порядка и его надо наводить.
Эту мысль развил глава минюста, сообщивший в минувшую пятницу журналистам о планах реорганизации существующей системы исправительно-трудовых учреждений, которая, по его словам, выросла из сталинских концлагерей.
Как пояснил Коновалов, в рамках реформы предполагается появление колоний-поселений с относительно мягким режимом для лиц, совершивших менее опасные для общества преступления.
Речь, сказал он, идет также о создании, "как это уже делается во всем цивилизованном мире", тюрем для осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления.
При этом Коновалов признал, что импульсом для реформы пенитенциарной системы послужила смерть в московском СИЗО юриста фонда Hermitage Сергея Магнитского, 11 месяцев находившегося в предварительном заключении по обвинению в уклонении от уплаты налогов.
По мнению адвокатов Магнитского, его родственников и коллег, причиной смерти стали невыносимые условия его содержания в тюрьме и отказ администрации СИЗО предоставить ему остро необходимую медицинскую помощь.
Случай с Магнитским вызвал большой общественный резонанс и повлек за собой административные меры.
Вскоре после смерти юриста были уволены многие высокопоставленные чиновники ФСИН и был поставлен вопрос о реформировании всей тюремной системы.