Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Конец банановой войны объявлен, однако…

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
К счастью, представители стран Африки, Карибского бассейна, Европы, Латинской Америки и США, на своей встрече, состоявшейся 15 декабря 2009 года в штаб-квартире Всемирной Торговой Организации в Женеве (Швейцария), приняли решение подписать «широкий и окончательный» исторический договор, который позволит осуществлять торговлю бананами на более равноправной основе, особенно со стороны европейских государств, выступающих в качестве импортёров.

К счастью, представители стран Африки, Карибского бассейна, Европы, Латинской Америки и США, на своей встрече, состоявшейся 15 декабря 2009 года в штаб-квартире Всемирной Торговой Организации в Женеве (Швейцария), приняли решение подписать «широкий и окончательный» исторический договор, который позволит осуществлять торговлю бананами на более равноправной основе, особенно со стороны европейских государств, выступающих в качестве импортёров. Это связано с тем, что действующие до настоящего времени в Великобритании и Франции запутанные системы торговых преференций в течение десятилетий создавали весьма благоприятные условия для им-порта бананов из их бывших колоний в Африке, бассейне Карибского моря и Тихого Океана. В первую очередь это относится к французским производителям из Мартиники и Гваделупы, действовавшим в ущерб производителям из Латинской Америки. Договор предусматривает выплату странами Евросоюза сумму в 200 миллионов евро, которую бывшие колонии получат в качестве компенсации.


Кстати, Боливия со своими социалистическими выкрутасами, перемежающимися с раси-стскими высказываниями на самом высоком уровне, не может представить более или менее жизнеспособных планов, которые позволили бы ей экспортировать больше бана-нов на регулярной основе и, что самое главное, позволили бы вновь пользоваться пре-имуществами от сотрудничества с США в области торговли и борьбе с наркотиками. Но Вашингтон отказывается от такого сотрудничества в связи с ошибочной позицией вла-стей Боготы, отдающих приоритет выращиванию коки.

 

Сегодня их плантации занимают 32.000 гектаров территории страны, из которых двадцать тысяч используются для так называемого избыточного выращивания, якобы для «экспортных поставок», хотя все мы знаем, что выращиваемые на них листья коки идут на увеличение производства ко-каина и направляют не в то русло крестьянский труд, тоже, кстати, избыточный, что в свою очередь ведёт к увеличению неполной занятости. Однако вернёмся к бананам. Банановый вопрос во всемирном масштабе всегда был одним из самых острых и заста-релых в системе многосторонней торговли после Второй мировой войны. Он породил оживлённые споры и процедуры, в которых приняли участие десятки членов ВТО. Спе-циально созданные согласительные группы, такие как Апелляционный Орган, не говоря уже о многих специальных судебных присутствиях, приняли по нему многочисленные юридические решения.


Всё это началось после того, как в 1991 году на совещании Совета Генерального Со-глашения о Таможенных Тарифах и Торговле представитель Коста-Рики выразил свою обеспокоенность тем, что Европейский Союз готовился со дня на день ввести в дейст-вие режим импорта бананов, дискриминировавший страны Центральной Америки. В то время Коста-Рика также предложила, чтобы в ходе Уругвайского раунда переговоров ВТО было достигнуто соглашение о свободной торговле бананами. Колумбия, Гондурас, Мексика, Перу и Венесуэла высказались в поддержку позиции Коста-Рики. США, у ко-торых были свои банановые интересы в Латинской Америке, присоединились несколько позже.


Согласно решению ВТО, до 1-го июля 1993 года каждое государство член Евросоюза придерживалось своего собственного режима импорта бананов. Начиная с той даты вступил в силу новый режим импорта этого продукта во всём Евросоюзе, что привело к многочисленным затяжным переговорам, не приведшим к каким-либо результатам по мировому экспорту бананов, достигшему, согласно статистическим данным ООН, в 2008 году значительной суммы в 8 миллиардов 812 миллионов долларов, причём доля Эква-дора составляла 19%; Коста-Рики 8%; Колумбии 7%; Филиппинских островов 5%; Гва-темалы 4%; Гондураса 2%; Берега Слоновой Кости 1%; Панамы 1%; Мексики 1%; Пе-ру 1%. А на все эти страны вместе взятые приходилось 49% мировой торговли банана-ми.


Всё это означает, что до середины декабря 2009 года почти половина экспортёров под-вергались коммерческой дискриминации со стороны таких импортёров как страны Ев-росоюза, которые в 2008 году закупили 49% от объёма мирового производства бананов стоимостью 4 миллиарда 338 миллионов долларов. США закупили 18% от мирового объёма на один миллиард 373 миллиона долларов; Япония приобрела 9% на 830 мил-лионов; Россия закупила 7% на 671 миллион; Канада закупила 3% на 312 миллионов.


Следует отметить, что многосторонние торговые переговоры Доха-Раунд, направленные на либерализацию, упрощение и сбалансирование мировой торговли, в первую очередь продуктами питания, продолжает оставаться масштабным и серьёзным вызовом с по-следствиями, касающимися прав человека, демократией, миром на планете и всеобщим справедливостью.


В этом контексте банановый вопрос, конечно, кажется чем-то второстепенным. Я гово-рю второстепенным, потому что, например, 18 ноября 2009 года без каких-либо поло-жительных результатов в Риме завершилась Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам продовольственной безопасности. Единственным результатом можно считать многочисленные совещания, в ходе которых была подчёркнута необходимость обеспе-чить хлебом насущным миллионы людей, ежегодно умирающих от голода.


Переговорщики признали, что цены на продукты питания в мире находятся ниже уров-ня 2008 года из-за мирового финансового кризиса и что может произойти скачкообраз-ный и неконтролируемый рост цен из-за отсутствия договорённостей в ходе Доха-Раунда, где вопрос продовольственный вопрос должен был бы быть в центре внимания, но, тем не менее, до настоящего времени был лишь предметом разногласий. Вот в этом-то и заключается главный вызов будущего, требующий самого ответственного и взве-шенного подхода.