Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как инженер становится таксистом

Инженер превращается в таксиста: дипломы о полученном за границей образовании не без труда признаются в Германии

Акция протеста водителей одной из московских таксомоторных кампаний
Акция протеста водителей одной из московских таксомоторных кампаний
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Иван Коптев называет себя «счастливчиком». Этот 32-летний русский может делать то, о чем другие мигранты из его родной России или из других стран могут только мечтать.

Иван Коптев называет себя «счастливчиком». Этот 32-летний русский может делать то, о чем другие мигранты из его родной России или из других стран могут только мечтать. В Германии, в городе Франкфурте (Frankfurt), который он сам выбрал, у него есть работа, доставляющая ему удовольствие и оплачиваемая в соответствии с его квалификацией.

 

Однако для иностранцев все еще очень сложно добиться того, чтобы их профессиональное или университетское образование, которое они получили у себя на родине, было признано в Германии. В результате иностранные инженеры работают таксистами, а уборщицами – женщины, имеющие дипломы социологов.


Нужно преодолеть много преград для того, чтобы добиться признания диплома о высшем образовании. Сначала нужно выяснить, не идет ли речь о так называемых регламентированных профессиях юриста, врача или консультанта по налогам. В подобном случае требуется соответствующее разрешение.

 

«В большинстве случаев признается только часть квалификации, - объясняет Хайнц Мюглих (Heinz Mueglich) -  сотрудник благотворительного общества Arbeiterwohlfahrt Hessen-Sued во Франкфурте (Frankfurt), ежемесячно консультирующий от 60 до 80 иностранцев. – Врачи, например, должны в таком случае еще пройти практику в больнице перед тем, как им будет разрешено работать по профессии». В этом есть смысл, как он считает, так как  врачебное искусство, к примеру, в Казахстане находится на несколько ином уровне, нежели в Германии. После практики и возможного экзамена врач или юрист может получить немецкую академическую степень соответствующую той, что он имел на своей родине.


«Много неясного»


В так называемых нерегламентированных профессиях все происходит по-другому. Таких профессий в Германии насчитывается около 360. Здесь нет правовой претензии на признание, и это вообще не требуется.  «Однако немецкий работодатель не может оценить уровень образования в одном из московских университетов», отмечает Мюглих. То же самое относится и к специальному профессиональному образованию. Так, например, иностранный столяр не может обучать в Германии своему ремеслу, так как у него нет звания мастера.


Соискатель в таком случае может попытаться получить свидетельство о том,  на каком уровне находится его профессиональное образование в сравнении с существующими в Германии требованиями. Как правило, это довольно утомительное занятие, которое может стоить  несколько сотен евро. К этому следует добавить, что процедура признания в земле Гессен (Hessen) - в зависимости от профессии – может отличаться от тех правил, которые существуют на этот счет, например, в Тюрингии (Thueringen) или Нижней Саксонии (Niedersachsen). Только в одном Гессене этими вопросами занимаются несколько десятков инстанций, выполняющих  различные функции. Признание дипломов о профессиональной подготовке рассматривается в Германии как вопрос образования, а не как вопрос интеграции, поэтому все эти дела находятся в сфере компетенции федеральных земель.  «Иностранцу сложно во всем этом разобраться», говорит Мюглих. К тому же, шансы на успех могут быть различными в зависимости от того, о какой федеральной земле идет речь. По словам Мюглиха, Гессен уже много сделал для мигрантов, и в этом отношении дела в этой федеральной земле обстоят неплохо, если сравнивать с другими землями.


«Слишком сложные правила»


Мюглих считает, что дипломы об образовании почти не принимаются в расчет в центрах по трудоустройству.  Слишком часто действует следующий принцип: «Посредничество важнее квалификации». В результате марокканский инженер оказывается за рулем такси.


Однако Иван Коптев, по его собственным словам, доволен работой центра по трудоустройству. Этот россиянин хотел получить работу учителя, а в институте он изучал математику и информатику.  Перед вторым государственным экзаменом он еще получил диплом экономиста и работал некоторое время как налоговый инспектор. Два года назад он принял решение перебраться вместе с семьей во Франкфурт.  Он быстро отказался от мысли получить в Германии место учителя. «Требования показались мне слишком сложными», признался он. Он попытался добиться подтверждения своего экономического образования, однако ему удалось это сделать только частично. Тогда он обратился к Мюглиху. Тот помог ему получить стипендию фонда Otto-Benecke-Stiftung, который помогает иностранцам советом и деньгами при поиске работы. Коптев прошел практику на предприятии у изготовителя наушников и микрофонов. Очень быстро его начальник понял, насколько хорошо он знает восточноевропейский и российский рынок. В результате Коптеву было предложено подписать трудовой договор.


«Зависит от потенциала мигрантов»


Для того, чтобы лучше использовать потенциал мигрантов с университетским дипломом и специальным образованием, федеральное правительство  недавно сформулировало новые принципы, которые будут способствовать ускорению процесса признания образования и сделают эту систему более прозрачной. Кроме того, должна быть создана первичная инстанция для мигрантов, которая будет отвечать за всю Германию. Всем этим будет заниматься центральное бюро по вопросам образования иностранцев. Раньше, как орган конференции министров по делам культов, оно уже занималось вопросами, связанными с признанием иностранных дипломов.


Советник по делам мигрантов Мюглих считает, что запланированные изменения будут полезными.  Однако полностью эту проблему решить не удастся. «Сохраняется дублирующая структура, так как промышленная и торговая палаты хотят оставить и дальше за собой контроль относительно признания дипломов по некоторым профессиям», подчеркнул он. Кроме того, центральное бюро еще плохо укомплектовано сотрудниками, поэтому он не надеется на то, что вопросы будут рассматриваться быстро. Однако по-настоящему новым можно считать то, что начиная с 2011 года все иностранцы получат право на прохождение процедуры признания образования.


Мюглих не понимает возражений тех, кто считает, что признание иностранных дипломов приведет к занижению уровня местных дипломов. «Учитывая дефицит специалистов, который будет только увеличиваться в ближайшие годы, следует признать, что мы зависим от потенциала мигрантов».