Сидя перед переполненным интернет-кафе в столице Йемена, Елена Резнич нежится на солнце. 21-летняя молдавская студентка смеется, убирая на лоб солнечные очки.
“Если почитать то, что пишут о Йемене в газетах, можно подумать, что улицы заполнены террористами и бомбами, - говорит она. - Но когда ты здесь, все спокойно. Я вспоминаю о том, что идет война, лишь когда выхожу в интернет”.
Другие представители иностранного сообщества, состоящего из гуманитарных работников и студентов, изучающих арабский, выражают схожую точку зрения.
Они говорят, что перед Йеменом стоят давние и значительные проблемы, но, по крайней мере, на поверхности эта страна - вовсе не гнездо терроризма, которым ее изображают в западных новостях.
“Здесь, в общем-то, все вполне обычно, - говорит Рамон Скобле, инженер из немецкого агентства по развитию GTZ, занимающийся проблемами рационального водоиспользования. Он живет и работает в Йемене уже несколько десятков лет. - Дело не в том, что проблемы ненастоящие. Дело в том, что они вовсе не новы”.
Йемен находится в центре внимания мировой общественности с Рождества, когда пассажиры рейса, летящего из Амстердама в Детройт, остановили нигирийца, изучавшего прошедшей осенью арабский в этой стране, после того как он попытался взорвать себя и самолет.
Ответственность за нападение взяла на себя аль-Каида Арабского полуострова, филиал террористической сети Усамы бен Ладена, которая уже несколько лет успешно существует в Йемене - и которая является мишенью воздушных и наземных атак со стороны поддерживаемых США йеменских сил с середины декабря.
За последние несколько дней из-за угроз безопасности свои посольства в Йемене закрыли США, Япония и несколько европейских стран. Однако, как сообщила представительница посольства США Дебора Смит, американское представительство вновь открыло свои двери. Она заметила, что никого из сотрудников американского посольства не эвакуировали из страны, и что угрозы американским интересам в Йемене - а также атаки на них - существуют не менее десяти лет.
В среду йеменские власти объявили об аресте трех человек, связанных с последними угрозами.
Йеменское крыло аль-Каиды впервые привлекло к себе внимание Вашингтона в 2000 году, когда моторная лодка, набитая взрывчаткой, врезалась в эсминец Cole в порту Адена, что привело к гибели 17 моряков. В 2008 году боевики напали на посольство США, убив не менее 16 человек, среди которых был и американец.
За последние три года в стране были зарегистрированы нападения на туристов из разных стран, включая Южную Корею и Испанию. Нападения на работников международных гуманитарных организаций очень редки, хотя в июне в горном укрытии исламистских боевиков в северо-западном Йемене были найдены тела двух немецких медсестер и южнокорейского учителя.
Не считая повышенных мер безопасности, гуманитарные организации в стране работают как обычно.
“Мы усилили наши меры безопасности, но на данный момент все основные работы ведутся как обычно”, - говорит Эндрю Найт, представитель Управления Верховного комиссара ООН по правам человека в Йемене.
В часто посещаемых иностранцами кофейнях Саны не стихают слухи о возможных атаках на страну, но настроение остается спокойным.
В конце концов, большинство иностранцев, приезжающих в Йемен учиться и работать, находятся здесь добровольно. Некоторых привлекает самобытная архитектура, древние традиции, четкость йеменского акцента в арабском и знаменитое гостепреимство этой страны.
“Некоторым образом, это волшебное место, - говорит молдавская студентка Резнич. - Как будто, ты оказался в 16-м веке. Я чувствую, будто я не просто в другой стране, но и на другой планете”.
Люди, которые живут здесь давно - такие как новозеландец Скобле, являющийся ведущим экспертом по вопросам водопользования в Йемене - относятся к текущим проблемам спокойно. Страна десятилетиями была разделена надвое, и превратилась в поле битвы холодной войны, когда ее южная часть получила независимость от Британии. После объединения, произошедшего двадцать лет назад, началась гражданская война, и сегодня в стране продолжаются массовые волнения.
“Оглядываясь назад, на 1990 год, на время объединения, Йемен никогда не был спокойной страной, - говорит Скобле. - Существует сопротивление режиму и отдельные очаги терроризма, но все это было всегда. Аль-Каида здесь новенькие. Но даже они здесь уже больше десяти лет”.
Он беспокоится, что всеобщее внимание к аль-Каиде может обострить проблемы Йемена, так как привлечет в страну новых иностранных боевиков, а также иностранные правительства, которые хотят вмешаться.
“Сообщения в СМИ несколько провокационны, - говорит Скобле, - и я боюсь, что некоторые из них станут самосбывающимися пророчествами”.
За последний месяц йеменские должностные лица выступили с предупреждениями о том, что исламские экстремисты активизируют свои попытки атаковать иностранные - и особенно американские - объекты. Подобные нападения станут возмездием за проводимые при поддержке США воздушные и наземные удары, начавшиеся 17 декабря. Как сообщает йеменское правительство, в рамках эти операций были убиты десятки предполагаемых боевиков аль-Каиды. Тревогу вызывают и сообщения в местных СМИ о том, что на этой неделе по дороге в Сану “исчезли” шесть грузовиков, заполненных взрывчаткой и оружием.
Тем не менее, директор американской образовательной организации и давний житель Йемена Эдвард Прадос постарался преуменьшить значение закрытия посольств в письме к своим сотрудникам.
Он указал на то, что стимулом к этим действиям стали не развитие ситуации в стране, а приоритеты администрации Обамы в том, что касается борьбы с терроризмом, провалившийся теракт на рейсе из Амстердама и запоздалая реакция СМИ на йеменские проблемы безопасности.
“Нет ничего особенного в этом закрытии, - написал он, - не считая того, что сегодня Йемен пользуется повышенным вниманием международных СМИ”.
Многие иностранцы, работающие на международные организации в Йемене, посещают классы, где их учат самозащите, и они следуют определенным мерам предосторожности, говорит Раша Альюнди, иорданка, работающая на организацию CARE International.
Их учат избегать роскошных международных отелей и других мест, где собираются иностранцы. Им советуют менять заведенный порядок и свои маршруты на тот случай, если за ними следят. Многие иностранцы избегают устраивать крупные вечеринки, играть дома громкую музыку или обедать группами из более чем нескольких человек.
“Цель состоит в том, чтобы избежать ситуации, когда ты говоришь "Эй, гляньте-ка на меня!"” - говорит одна англичанка, живущая в Адене и работающая на местную гуманитарную организацию уже больше десяти лет.
Она попросила не называть ее имени из соображений безопасности. Как и многие иностранки в Йемене она предпочитает носить абайю, длинное, черное одеяние и косынку, чтобы не привлекать к себе внимание.
“Когда я впервые приехала сюда, люди кричали мне на улицах, возможно, потому, что я блондинка, а здесь это нечасто встречается, - говорит она. - Иногда западных женщин раздражает необходимость носить паранджу, но это делает твою жизнь проще”.
“Через некоторое время к этому привыкаешь, - говорит Альюнди, для которой Ливан в 2005-2008 году был гораздо опаснее. - Я смотрю вокруг и думаю: "Правда, что ли? Я видела места и похуже".”
Большинство иностранцев живу в двух крупнейших городах - Сане и Адене - где похищения происходят крайне редко.
Поездка по сельской местности требует разрешения от правительства, которое очень трудно, а иногда и невозможно, получить.
Частично это происходит из-за того, что йеменские власти не доверяют племенным властям, управляющим большой частью страны, и похищающим иностранцев, чтобы использовать их в переговорах о государственных услугах или обмене заключенными.
Многие районы страны - включая провинцию Саада, где начался мятеж мусульман-шиитов, - являются запретной зоной.
Некоторые жители западных стран, живущие и работающие в Йемене, решили остаться здесь ради страны, к которой они привыкли и которая им нравится.
“Я читаю об этих проблемах каждый день, но я не уеду, если только мне не придется, - говорит 22-летний Стефан Даус, голубоглазый блондин из Норвегии, изучающий в Сане арабский язык. - С гуманитарной точки зрения, ситуация ухудшится, если мы уступим угрозам аль-Каиды”.
К тому же, шутит он “я уже заплатил за свое обучение до июня”.