Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

South Stream versus Nabucco: кто кого?

© ReutersПодписание межправительственного соглашения по проекту "Набукко"
Подписание межправительственного соглашения по проекту Набукко
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В преддверии 2010 года снова пошли разговоры о «газовой войне» между Россией и Украиной, о том, что российско-украинские передряги могут отразиться и на других европейских государствах. Старый Свет не чувствует себя в полной безопасности по части энергообеспечения, все чаще поднимается вопрос о диверсификации поставок газа. В этой связи сопоставляются три проекта – Nord Stream, South Stream, Nabucco.

В преддверии 2010 года снова пошли разговоры о «газовой войне» между Россией и Украиной, о том, что российско-украинские передряги могут отразиться и на других европейских государствах. Старый Свет не чувствует себя в полной безопасности по части энергообеспечения, все чаще поднимается вопрос о диверсификации поставок газа. В этой связи сопоставляются три проекта – Nord Stream, South Stream, Nabucco.

 

Европа не склонна делать ставку только на проекты Nord Stream и South Stream, поставщиком по которым будет Россия. За уже действующими газопроводами стоит не только Россия, но и не вызывающая особого доверия Украина или же Беларусь…

 

Имеет место конкуренция между South Stream (Россия, Италия, некоторые балканские страны) и проектом Nabucco, который поддерживает Евросоюз. Конкуренция очевидна. Почему бы не реализовать оба проекта? Дело в том, что и тот, и другой ориентирован на Европу и на обслуживание газовыми промыслами России, Азербайджана, Центральной Азии. Поэтому не исключено, что один из проектов в коммерческом смысле может потерпеть крах.

 

Вперед в «соревновании» проектов пытается вырваться South Stream. Его инвесторами были заявлены Франция и Италия, участниками – Словения, Болгария, Греция, Венгрия, Сербия, Австрия. Ведутся переговоры с Румынией и Турцией. Правда, некоторые из упомянутых стран заключили и соглашения относительно альтернативного проекта – Nabucco.

 

Через South Stream намечалось прокачивать 31 млрд. кубометров газа в год. Согласно новым амбициозным планам – вдвое больше. Если так, то трубопровод Nabucco, будь он и проложен, может остаться пустым. В отсутствие гарантий поставщиков может сложиться такая ситуация, что газ придется импортировать из той же России.

 

Азербайджан, Туркменистан, Казахстан, Иран… Кто мог бы заполнить трубу Nabucco? У каждого потенциального поставщика свои приоритеты и амбиции: долгосрочные договоры с Россией, новые возможности на рынке Китая, нежелание сотрудничать с политическим режимом, опирающимся на иные, нежели у Европы, демократические ценности…

 

Первоначальная цель проекта Nabucco: обеспечить хотя бы частичную независимость Европы, ЕС от российских газовых поставок. Главный недостаток проекта: понятно, кто будет потребителем газа, а вот кто будет поставлять газ – до сих пор неизвестно. Нет ни детального проекта, ни гарантий безопасности трассы.

 

Проект Nord Stream на данный момент явных конкурентов не имеет. После прокладки трубопровода по дну Балтийского моря (при участии нескольких иностранных компаний) Россия будет поставлять газ в Германию напрямую, без привлечения стран - транзитеров. Москва и Берлин просто выведут их из игры.

 

Иностранные эксперты зачастую с долей скепсиса относятся к грандиозным российским проектам: дескать, русские медленно разворачиваются. Справедливости ради, следует отметить, что и крупные энергетические проекты Евросоюза порой буксуют, «зависают» на стадии подготовки договоров.

 

Строительство газопроводов South Stream и Nabucco обсуждается уже не первый год. Экспертами было озвучено и такое мнение: проложить один трубопровод и назвать его South Nabucco.

 

Евросоюзу путем прокладки Nabucco, похоже, не достичь первоначальной цели проекта. Парадокс состоит в том, что Европа диверсифицирует не свой рынок импорта газа, а всего лишь сеть газопроводов. Исходная точка для всех рассматриваемых проектов – Россия. Получается, что Европа в любом случае будет энергетически зависеть от политических решений Кремля.