Процесс нормализации армяно-турецких отношений явно сбавляет темп. Последние заявления армянского руководства свидетельствуют об ужесточении позиции Еревана, считают местные аналитики.
Подписание в октябре протоколов о нормализации отношений вызвало серьезное сопротивление в обеих странах.
Кроме того, перспектива налаживания отношений между Арменией и Турцией спровоцировала рост напряженности во взаимоотношениях Турции и Азербайджана, традиционно являющегося стратегическим партнером Анкары и давним недругом Еревана.
По мнению ряда ереванских аналитиков, администрация президента Сержа Саргсяна недооценила всю глубину недоверия, царящего в армянском обществе в отношении Турции и провоцирующего сопротивление данным протоколам. В последние недели администрация все с большей настороженностью подходит к дальнейшему продвижению по пути нормализации отношений. "Я думаю, этот процесс будет приостановлен, – говорит независимый политический аналитик Ерванд Бозоян. – Власти [в Ереване] не слишком быстро поняли, что происходит на самом деле. Но лучше поздно, чем никогда".
Давид Шахназарян – высокопоставленный представитель основного оппозиционного движения, Армянского национального конгресса, полагает, что власти пытаются максимально ограничить для себя внутриполитический ущерб от этого процесса. "Власти ищут пути смягчения последствий своих ошибок", – говорит он.
Чтобы протоколы вступили в силу, они должны быть ратифицированы законодательными органами Армении и Турции. Учитывая сильнейшее сопротивление этому процессу в обеих странах, ни один из парламентов, похоже, не горит желанием делать первый шаг на пути к утверждению соглашения. В последние недели ереванские чиновники отказались от оптимистичных высказываний, сосредоточив внимание на шагах Турции, якобы имеющих целью определенным образом обусловить свое дальнейшее продвижение по пути примирения.
Обеспокоенность армянской стороны возросла после состоявшейся 7 декабря в Вашингтоне встречи между премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и президентом США Бараком Обамой. Турецкие должностные лица подтвердили, что одним из центральных вопросов в ходе состоявшейся дискуссии был вопрос о Нагорном Карабахе.
После чего Эрдоган намекнул, что для ратификации страной армяно-турецких протоколов необходимо достижение определенного прогресса на пути карабахского мирного урегулирования. Многие в Ереване полагают, что Турция потребует от Армении новых уступок по Карабаху в пользу Азербайджана.
В ответ на вашингтонские заявления Эрдогана премьер-министр Армении Тигран Саргсян в интервью газете "Хюрриет" от 19 декабря предостерег, что если Турция попытается привязать процесс карабахского урегулирования к подписанию протоколов, Армения сочтет возможным поставить собственные условия.
Как однозначно заявил в середине декабря президент Армении Серж Саргсян, если Турция выдвинет какие-либо условия по ратификации, Ереван тут же аннулирует протоколы. В ходе же пресс-конференции в конце декабря спикер парламента Ховик Абрамян дал понять, что Турция должна первой сделать шаг на пути к ратификации протоколов.
Если турецкий парламент "ратифицирует эти документы в разумные сроки без всяких предусловий, мы сделаем то же самое, – отметил он. – Если нет, наша реакция будет соответствующей".
12 января может стать важной вехой для Армении в плане подписания протоколов, поскольку на этот день назначено вынесение Конституционным судом решения о правомочности принятого администрацией решения о подписании протоколов.
Аналитик фонда Civilitas Татул Акопян считает, что Анкара обошла армянские власти на повороте, и сейчас они пытаются найти выход из создавшегося положения, чтобы снять с себя максимум ответственности в случае нератификации протоколов.
Ряд аналитиков полагает, что распространяющиеся пессимистические настроения в связи с процессом нормализации отношений необоснованы. Член политсовета оппозиционной партии "Республика" Сурен Суренянц по-прежнему смотрит в будущее с оптимизмом. С его точки зрения, лавирование турецкой стороны и резкий отпор Армении являются частью переговорного процесса. Он выразил уверенность, что к концу марта протоколы будут ратифицированы.
"Обе стороны пытаются ужесточить свои заявления, рассчитывая получить наибольшие дивиденды от этого процесса, что совершенно нормально", – сказал Суренянц EurasiaNet.