Польская фирма Action приняла решение уйти из Украины, продав принадлежащие ей акции предприятий в этой стране.
Несмотря на огромные убытки, понесённые Action, аналитики, следящие за развитием событий вокруг этой компании, представленной на варшавской бирже, восприняли это известие с большим облегчением, так как вся деятельность, связанная с Украиной, генерирует сплошные убытки и никакой надежды на лучшее будущее.
Представители компании видят ситуацию на Украине в отрицательном свете, так как падение валового внутреннего продукта и высокий уровень инфляции и безработицы сигнализируют о предстоящей на многие кварталы вперёд экономической депрессии.
Мы возвращаемся в начало девяностых: отдельные политики — то ли прислушиваясь к тому, что говорит Россия, то ли просто изображая из себя услужливых идиотов, говорили тогда, что Польша напрасно переориентирует свою экономику со стран СЭВа на страны Запада. Зачем, говорили они тогда, торговать с Западом, когда есть громадные рынки Востока?
К счастью, поляки не послушались, и теперь почти восемьдесят процентов их внешнеторгового оборота приходится на другие страны Европейского союза (при этом более пятидесяти — на страны еврозоны).
Россия тем временем неоднократно пыталась заблокировать ввоз товаров из Польши, и даже «оранжевая революция», которую польские политики активно поддерживали, не изменила ситуацию к лучшему для польских фирм.
Необходимо учитывать, что многие польские функционеры, ещё не вышедшие на пенсию, имеют опыт работы при коммунистическом режиме, понимают извращённую логику его экономической модели и как-то выживали в её условиях. Но современная Украина — это слишком даже для них.
Часть польских компаний, за которыми следят финансовые СМИ, имеют инвестиционные проекты на Украине. Среди них (по крайней мере так было в прошлом) — радиовещательная компания RMF FM, один из крупнейших банков в Польше Bank Polski, медиа-компания Agora, а теперь ещё и принадлежащая Южно-Африканской Республике служба мгновенного обмена сообщениями Gadu-Gadu и несколько компаний, занимающихся недвижимостью.
Все они жалуются на нестабильность правил ведения бизнеса на Украине, ненадёжность украинских сотрудников и безудержную коррупцию. Польский финансовый магнат Лешек Чарнецкий (Leszek Czarnecki), имевший, мягко говоря, немалый опыт работы в коммунистической Польше, недавно сказал, что его решение работать с Украиной было одной из величайших ошибок в его жизни.
Что бы ни думали отдельные наблюдатели в «старых» странах ЕС, между Польшей и Украиной нет никакой культурной общности, наоборот — эти страны всё больше отдаляются друг от друга. Для многих польских инвесторов работа на Украине оказывается настоящим культурным шоком.
Что же делает Украина для решения этих проблем? Ответ прост: ничего. Вообще ничего.
Около месяца назад я имел удовольствие общаться с украинскими журналистами на конференции, организованной совместно с министерством иностранных дел Польши. Что удивило меня больше всего в моих украинских коллегах — это то, как они одержимы политикой и в то же время абсолютно не интересуются экономикой.
Для любой коммунистической страны реальная интеграция с Западом и реальные гарантии безопасности начинаются только с повышения экономических ставок для иностранных инвесторов — с миллиардов долларов инвестиций и миллиардов долларов прибылей.
А я вместо этого слышал только одно — Ющенко то, Тимошенко это. Примут ли нас в НАТО, отменит ли ЕС визы. Вступится ли за нас Польша.
Да заинтересуйте же вы их финансово! Иначе — кому вы интересны?