Когда турецкая правящая партия AKP после своей первой победы на выборах в ноябре 2002 года готовилась взять бразды правления в Анкаре (Ankara) в свои руки, занимавший тогда пост премьер-министра нынешний глава государства Абдулла Гюль (ASbdullah Guel) заявил, что Турция «шокирует» Европу своей готовностью проводить реформы. И, действительно, тогда началась фаза проведения изменений, которая произвела в Европе большое впечатление, и в конечном счете это способствовало началу переговоров о членстве этой страны в Европейском Союзе. Теперь Турция собирается вновь шокировать европейцев – на этой раз своей новой внешней политикой под руководством нового главы этого ведомства Ахмета Давутоглу (Ahmet Davutoglu). Пока не ясно, будет ли новый шок иметь сопоставимые последствия с тем, что произошло в 2002 году. Не в последнюю очередь это будет зависеть от того, каким содержанием Турция наполнит эту политику.
«Доктрина Давутоглу» основывается на простом принципе. Турция хочет свести до нуля проблемы в отношениях с соседними государствами, разрешить свои внутренние проблемы и дальше развивать свою и без того сильную в региональном отношении экономику. Если это будет сделано, то тогда эта страна в силу своего особого геополитического положения и своих характеристик как демократия западного типа с преимущественно мусульманским населением, как кандидат для вступления в ЕС и как член НАТО будет играть важную роль в Европе, на Кавказе, в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Тогда уже ничего в этой части земного шара нельзя будет сделать без участия Турции.
Некоторые наблюдатели, в том числе и немецко-турецкий эксперт Фарук Сен (Faruk Sen), сравнивают стремление Давутоглу довести существующие проблемы с соседними государствами до «нулевого показателя» с примирением между Германией и Францией после Второй мировой войны. Тогда два долгое время враждовавших между собой государства разрешили существовавшие между ними противоречия ради общего, мирного и благополучного будущего.
Некоторые черты политики Давутоглу, в том числе совместные заседания кабинетов Турции и Сирии или Турции и Ирака, действительно, напоминают отдельные мероприятия из истории немецко-французской дружбы. На будущей неделе премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган (Recep Tayyip Erdogan) хочет начать такой же процесс с Россией. Более тесные экономические связи с соседями и основополагающее соглашение между Турцией и Арменией также вызывают в памяти события, связанные с немецко-французским примирением.
Однако политика Давутоглу сопряжена также с определенными рисками. Так, например, опасность для Турции состоит в том, что слишком быстрое сближение с такими странами как Сирия или Иран может вызвать подозрения на Западе. Сразу встанет вопрос, какую цену от Турции потребует политика «обнуления проблем»? Насколько далеко может зайти Турции в своем сближении с Ираном, чтобы это не вызвало серьезной озабоченности у ее партнера США? На какие уступки готова пойти Турция для того, чтобы урегулировать спор с Грецией по поводу Эгейского моря? Руководители внешней политики Турции должны будут принять нелегкие решения.
И, тем не менее, подход Давутоглу привносит свежий ветер в ту внешнюю политику, которая слишком долго пребывала в пассивном состоянии. Насколько Турция будет проявлять активность в своем регионе, настолько будет уменьшаться, судя по всему, вес ЕС в ее внешней политике, и у Анкары теперь имеется несколько приоритетов. Все эти события уже вызвали в Европе и в США тревожную дискуссию о том, не отворачивается ли Турция от Запада?
Одновременно взоры европейцев обращаются на турок. До последнего времени Анкара в европейской дискуссии по поводу своих европейских чаяний часто выступала в качестве просителя - как бедный, обидчивый и не всегда приятный гость, который не совсем уместен, но которого, тем не менее, просто не хочется вновь прогонять с порога. Есть указания на то, что эта картинка уже побледнела от времени. В ходе состоявшегося на этой неделе визита министра иностранных дел Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle) (партия СвДП) в Турцию главное место, вероятнее всего, заняло признание роли Турции в регионе. В немецкой делегации считают, что Турция является «очень важным игроком в регионе, и у нее много полезных инициатив».
Концепция Давутоглу вовсе не обязательно будет способствовать упрощению турецко-германских отношений. Более уверенная в себе Турция будет пытаться решить те проблемы, которые в настоящее время осложняют ее отношения с Европой, в том числе и проблему Кипра. Одновременно Турция как более сильная региональная держава будет испытывать меньше желания гармонизировать свою политику с европейской линией, если таковая вообще будет иметься в наличие. Во всяком случае, никаких изменений здесь не произойдет, пока Турция будет стоять у дверей ЕС с внешней стороны.