Если на дворе январь, то, похоже, самое время России вести очередной политически мотивированный спор по поводу поставок энергоресурсов с одним из своих соседей. На этот раз речь идет о Белоруссии – бывшей советской республике, которую называли «последней диктатурой Европы», пока сама Россия не отправилась в том же направлении. Авторитарный лидер Александр Лукашенко по-прежнему правит в Минске, но за последние пару лет он сделал несколько шагов в сторону отказа от попечительства, которое он в свое время принимал из путинского Кремля. По призыву западных правительств Белоруссия выпустила из тюрьмы нескольких политзаключенных, и в ответ получила возможность присоединиться к «Восточному партнерству» Европейского Союза. Г-н Лукашенко также поставил г-на Путина в неловкое положение, отказавшись признать независимость двух марионеточных государств, отколовшихся от Грузии и получивших поддержку Москвы.
Неудивительно, что по мере того, как эта зима набирает обороты, г-н Путин выбрал Белоруссию для раздачи наказания. 1 января Россия прекратила часть своих поставок нефти в страну, вновь вызвав обеспокоенность в Западной Европе, получающей большие объемы российской нефти через трубопровод, пролегающий по территории Белоруссии. Поставки возобновились через пару дней, но г-н Путин продолжает настаивать, чтобы Белоруссия приняла новое соглашение о поставках, которое может стоить ей до 5 миллиардов долларов, что составляет около 10 процентов ВВП.
Конечно, г-н Путин и его представители настаивают на том, что это всего лишь коммерческий спор, предусматривающий отмену российских субсидий. То же самое они говорили в прошлом январе, когда Россия прекратила поставки газа Украине, а затем и всей Европе; а также в январе 2007 года, когда был закрыт трубопровод, ведущий в Белоруссию; и в январе 2006 года, когда произошло предыдущее прекращение газовых поставок на Украину. На прошлой неделе, как и в прошлом году, г-н Путин показательно вызвал к себе министра, чтобы тот публично «отчитался» перед ним по поводу конфликта – чтобы ни у кого не возникало никаких сомнений в том, кто в Москве занимается этим делом.
Г-н Путин не отказался от своей мечты восстановить господство Москвы над странами бывшего Советского Союза – хотя интригует тот факт, что человек, которого он поставил на свое место президента России, Дмитрий Медведев, недавно осудил то, что он назвал «хаотической» внешней политикой, «продиктованной ностальгией и предрассудками». В большинстве своем тяжеловесная тактика обернулась против Москвы. Вскоре Украина может избрать президента, который больше нравится Москве, но страна остается независимой демократией. Тем временем, не только Белоруссия, но и так страны как Азербайджан, Армения и даже Туркменистан торопятся подружиться с Западом или Китаем.
Со своей стороны, западноевропейские страны, зависящие от российских поставок энергоресурсов, только что получили свой ежегодный зимний «тревожный звонок». Тридцать пять процентов нефтяного импорта Германии поступает по белорусскому трубопроводу. Если в немецком правительстве еще остался кто-то, кто по-прежнему верит, что на Россию можно рассчитывать в том, что касается этих поставок, должно быть, проводит январь в тропиках.