Из этого сарая двое полицейских контролируют одну их главных дорог в город Кабул. Этой трассой часто следуют иностранные войска и дипломаты, то есть, она представляет собой идеальную мишень для мин Талибана.
Дорога соединяет авиабазу Баграм со столицей, а также используется для наркотрафика. Однако, ни один из этих двух полицейских не может ни читать, ни писать – они никогда не учились в школе. У них за плечами – лишь два месяца полицейских тренировок.
АЗМУДДИН, афганский полицейский: Нашими преподавателями в полицейской академии были афганцы и иностранцы. Они рассказывали нам о конституции Афганистана, о том, как проверять машины, как пользоваться оружием, как себя вести с людьми. Это было полезно, это была практика.
МОХСЕН, афганский полицейский: Мы проверяем автомобили, потому что повсюду похищения и контрабанда. Если мы задерживаем подозрительную машину, мы информируем районное отделение, и тогда приезжает кто-нибудь из главного управления.
В Афганистане действуют порядка 70 тысяч полицейских. По информации ООН и НАТО, эта цифра должна удвоиться в течение нескольких месяцев, поскольку в страну были вкачаны около 10 миллиардов долларов именно на тренировку сил.
Однако проблемы безграмотности, коррупции, наркомании и маленькой оплаты привели к тому, что многие полагают, что программа не эффективна. Афганцы сомневаются в качестве иностранного обучения.
В ноябре прошлого года местный полицейский обратил свое оружие против пяти британских инструкторов и застрелил их.
Здесь, в отдаленном городке Калат на юге Афганистана, вдали от столицы Кабула, закон и порядок поддерживать еще сложнее. Этот полицейский пост был создан при содействии американских военных сил.
Местная тюрьма была создана лишь четыре года назад. В четырех камерах содержались 60 заключенных.
Американские солдаты помогали возводить эти стены и тренировать тюремных охранников на предмет обращения с оружием… и с пленниками.
ГРЕГ ОРБИН, старший инженер американской группы по восстановлению: Людям не хватает понимания для того, чтобы обслуживать более сложные структуры. Тюремные стены и сторожевые башни обслуживать легко. Однако электросеть, где необходимо обслуживать генераторы и несколько сотен миль линий электропередач в районе, где люди этому не обучены, - вот тут начинаются сложности.
Полковник Гулам Фарук, начальник тюрьмы, соглашается. Он жалуется не только на то, что его люди недостаточно квалифицированы, но и что их попросту не хватает.
ГУЛАМ ФАРУК, начальник тюрьмы: Нам абсолютно точно нужна еще подготовка, однако проблема в том, что у нас лишь два центра подготовки, и оба очень далеко от нас. Потому мы не можем туда направлять людей. Кроме того, подготовка длится всего шесть недель, а этого недостаточно. У меня 10 подчиненных, а мне надо 38.
Создание Афганской национальной полиции, которая будет способна обеспечивать в стране безопасность, - ключевой компонент политики международных сил. Но если учесть, что в прошлом году были убиты порядка 2 тысяч афганских полицейских, а ранены от 2 до 3 тысяч, становится очевидно, что такие силы, к сожалению, не способны привнести реальные изменения.