Если есть желание, можно назвать этот проект телепередачей American Idol по-кремлёвски. Только здесь ищут не нового Карри Андервуда (Carrie Underwood), тут дела посерьёзнее — идёт «охота на таланты», идёт по всей стране, чтобы выискать в представителях нового поколения будущих российских лидеров, ориентированных на современность, неподверженных коррупции и желательно — думающих о будущем.
Инициатива «золотая сотня» — это любимый проект российского президента Дмитрия Медведева, который видит в этом путь к оживлению апатичной и изжившей себя российской бюрократии. В некотором смысле перед нами великий эксперимент в области прикладной социологии: правительство пытается реформировать само себя, ища запасные части для собственной машины политического управления.
Многие критически настроенные наблюдатели считают эту инициативу полной ерундой, но Медведев постарался придать проекту большой престиж, и не исключено, что кое-кто из будущих лидеров России действительно выйдет из формирующейся обоймы.
«Налицо критическая недостача способных, професииональных управленцев на всех уровнях жизни страны», — считает член совета правящей партии «Единая Россия» Юрий Котлер, отвечающий за проект. — «У нас не так уж много лет, чтобы ждать, пока сменится гвардия, пока уйдут старые бюрократы и придут новые лидеры. Значит, нам надо найти людей… уже находящихся на государственной службе, в бизнесе, в политических партиях, в науке и других отраслях. И мы поместим их в цикл ускоренного развития».
Среди этих людей — Алексей Андреев, возглавляющий консалтинговое агентство в городе Новгороде на западе России. Андреева приняли в проект в начале этого года, и с тех пор он поднялся до уровня высшего эшелона победителей. По его словам, благодаря участию в проекте он уже получил некоторую поддержку своей инициативе создать под Новгородом технопарк, для чего потребовалось открыть некоторые двери в местных властных структурах и привлечь инвестиции.
«У меня появилось гораздо больше возможностей оказывать влияние на инновационные и модернизационные процессы в моём регионе», — прокомментировал он.
Станислав Молчаненко, политический консультант из совета в Ставрополе (юг России), был ветераном молодёжного крыла «Единой России», а затем стал партийным функционером. Теперь же медведевская инициатива вынесла его наверх, и он стал ответственным за проект «золотой сотни» в своём регионе, отбирает для него талантливых молодых людей по заданию начальства.
«Мне это даёт возможность «открывать новые звёзды», находить людей, которых нужно только подтолкнуть, помочь им преодолеть бюрократические барьеры и получить лучшие рабочие места, чтобы они могли приносить пользу обществу», — рассказывает он. — «Это реально работает».
Среди прочих «восходящих звёзд» — Андрей Турчак, молодой парламентарий, назначенный губернатором важного западного региона — Псковской области — и бывший преподаватель юриспруденции Гарри Минх, сделавшийся официальным представителем Кремля в Государственной Думе.
По словам Котлера, в его компьютерной базе данных хранится двадцать тысяч имён достойных кандидатов, около 1300 из которых прошли жёсткий отбор собеседований и проверок. К настоящему времени составлен окончательный список из трёхсот полностью проверенных людей, то есть больше, чем предполагал изначально проект «золотой сотни».
Котлер категорически утверждает, что при проверке кандидатов никакого теста на политическую лояльность не проводилось и никаких гарантий получения работы не предоставлялось. Победители, как предполагается, будут общаться друг с другом, генерировать идеи и пользоваться выданным им «мандатом» Кремля для стимулирования реформ.
«Никакой ощутимой награды не будет», — поясняет Котлер. — «Но чиновники будут знать, что эти люди прошли через множество проверок. Фактически у них на руках будут рекомендательные письма [от представителей высшего руководства страны]».
Критически настроенные наблюдатели, однако, видят в этом плане отчаянную попытку встряхнуть ситуацию, в то же время не проводя никаких реальных реформ бюрократической системы.
«Публичная политика в России — дело строго регулируемое» — говорит заведующий программой гражданского общества московского Карнеги-центра Николай Петров. — «У нас нет настоящих выборов с реальной конкуренцией, нет прозрачности работы правительства, нет открытых институтов, через которые одарённые люди могли бы реализовывать свои достоинства. Но лидеры понимают, что эта система не работает, и вот они предлагают такой суррогатный метод».
Другие наблюдатели считают, что всё это — показные мероприятия.
«Реально реформировать бюрократическую систему и победить коррупцию — это трудно и долго, зато можно притворяться, что ты этим занимаешься», — комментирует Игорь Николаев, специалист из независимого московского политического консалтингового агентства ФБК. — «Просто появится новое поколение людей, готовых говорить и делать всё, что угодно, только бы сделать шаг вверх по карьерной лестнице. И кому это нужно?».