Волна антиолимпийских настроений и протестов в Канаде угрожает международному символу Игр по мере его продвижения по просторам Крайнего Севера.
Глаза всего мира сейчас смотрят на Канаду, пока та готовится принимать Зимние Олимпийские Игры 2010 года с 12 по 28 февраля. Хотя широко распространено мнение, что Олимпийские Игры приносят богатство, дополнительные рабочие места, международное признание и общее процветание любой стране, которая проводит эти важнейшие соревнования, Игры также постоянно используются для подчеркивания множества социальных проблем и ущемлений прав человека.
И Олимпийские Игры нынешнего года не стали исключением. Шумиха привлекла дополнительное внимание ко многим действиям Канады, как прошлым, так и нынешним, которые продолжают лежать темным пятном на стране, известной многим как "Большой Белый Север".
Эстафета, задержанная протестами
Проявления антиолимпийских настроений и протестов омрачили Эстафету Олимпийского огня, которая стартовала 30-го октября с восточного побережья Канады.
Покрыв примерно 35000 километров канадской территории, Эстафета Олимпийского Огня 2010 года за 106 дней пройдет по каждой провинции и территории Канады на руках 1200 факелоносцев. Вся страна будет отмечать это мероприятие, пока факел не достигнет своего пункта назначения в Ванкувере 12 февраля 2010 года.
До сих пор большинство протестов по маршруту проходило мирно. Демонстранты проводили пикеты и раздавали листовки в населенных пунктах по маршруту эстафеты.
Тем не менее, по мере продвижения факела протесты становятся все интенсивнее. Демонстранты расстроили факельную процессию или заставили ее поменять маршрут в Монреале, Торонто и других центральных городах Канады.
Все эти вмешательства проходили мирно до тех пор, пока антиолимпийские протесты не достигли пика 28 декабря, когда факелоносца толкнули так, что он упал на землю.
28-летняя Кортни Хансен из провинции Онтарио, нечаянно чуть не погасила пламя, упав на мокрый тротуар. По словам свидетелей, ее случайно толкнули в ходе потасовки между протестующими и полицией. Она споткнулась и упала на землю на глазах у тысячи шокированных наблюдателей.
“Я не верила своим глазам, - заявила RT Эрика Голдман, вспоминая об инциденте. - Я думаю, что у всех людей есть право заявлять о своем несогласии по любым вопросам, но это нужно делать мирно и без насилия и беспорядков. Но нужно выбирать время и место для этого. Я видела падение собственными глазами, и это было ужасно. Мои сын и дочь были потрясены этим и спрашивали меня, почему вдруг кто-то стал протестовать против Олимпийских Игр”.
К счастью для олимпийских болельщиков, огонь не погас. Хансен продолжила бежать, хотя и получила легкие травмы. 19-летний демонстрант был задержан за нападение на нее.
Несколько дней спустя, дальше по маршруту факела через Онтарио, еще восемь демонстрантов были задержаны за попытку расстроить процессию.
“Мы вышли на улицы, потому что Игры состоятся на коренной территории в Британской Колумбии, - заявил прессе Марк Корбьер, представитель протестной группы под названием "Olympics Resistance Network". - Это захват территории из колониальной истории канадского правительства.”
Якобы "захваченная земля"
Главная претензия протестующих против расизма и капитализма, многие из которых происходят из аборигенов, заключается в том, что канадская провинция Британская Колумбия до сих пор является суверенной исконной Аборигенной территорией, на которой ни правительство Канады, ни правительство Британской Колумбии не имеют права распоряжаться, не говоря уже о проведении такого масштабного международного мероприятия.
Широко "засвеченный" в акциях протеста, прокатившихся по всей Канаде в преддверии ванкуверских Игр, “лозунг ‘Никаких Игр на украденной исконной земле’ – это способ поднять антиколониальное общественное сознание в Канаде и во всем мире и рассказать настоящую, неотредактированную историю колониальной Канады,” говорит Элиза Дюпре, демонстрант аборигенного происхождения из протестной группы в центральной Канаде.
“Тот факт, что ванкуверские Олимпийские Игры организуются совместно с группой аборигенов в Ванкувере [известной как Четыре Первые Нации, куда входят племена Лилуат, Маским, Скэмиш и Тслейл-Ваутут], не значит, что все коренные народы Канады поддерживают их,” - добавляет она.
Это первый раз в истории, когда местное сообщество коренных народов принимает участие в планировании и организации Олимпийских Игр с этапа подачи заявок на проведение, но это беспрецедентное партнерство рассматривается оппозицией как "результат буквального подкупа людей с целью утихомирить и заглушить протесты" – говорит Дюпре.
Цена раздувания пламени
Еще один камень преткновения – негативное влияние Олимпийских Игр на местную и горную экосистему внутри и вокруг принимающих городов: Ванкувера и Вистлера. Несмотря на то, что предстоящие Игры претендуют на звание "самых зеленых" в истории, протестующие полагают, что Игры 2010 года станут одними из самых экологически разрушительных в современной истории.
Дюпре отмечает “десятки тысяч срубленных деревьев, взрывные работы в горах и места обитания животных, разрушенные для строительства олимпийских объектов возле Вистлера. А также недавно завершенная масштабная программа расширения дорожной сети”.
Оппозиционеры также заявляют, что бедное население Ванкувера, среди которых много коренных жителей, станет теми, кто заплатит самую высокую цену. "Игры 2010 уже привели к сотням выселений из бедных домовладений, повышению неустроенности, преступности, и полицейских репрессий против бедного и маргинального населения", - заявил RT по телефону член Комитета против бедности в Ванкувере.
Даже борцы за права животных используют повышенное внимание СМИ к Играм для порицания канадской торговли мехами. Линдсей Райт из организации "Люди за этичное обращение с животными" говорит, что Олимпийские Игры попали в их поле зрения потому, что "весь мир скоро обратит внимание на Канаду", а "имидж Канады сейчас напрямую связан с убийством морских котиков”.
Хотя любители спорта по всему миру, как и большинство канадцев, с нетерпением ждут и поддерживают Игры, жители Ванкувера также опасаются неблагоприятных последствий. Например, ухудшения дорожной ситуации и повышения налогов для покрытия шестимиллиардных затрат на мероприятие.
“Я думаю, что это очень здорово, что Игры проведут в Ванкувере, но есть множество людей, настроенных против них из-за всех денег и проблем, с ними связанных. В Ванкувере уже достаточно плохо с дорожными пробками и прочим. Посмотрим, как все будет в феврале, но я надеюсь на лучшее”, – говорит Джули Робинс, коренная жительница Британской Колумбии, живущая и ездящая на работу между Ванкувером и Вистлером.
Хотя миллионы зрителей по всему миру, без сомнения, с энтузиазмом поддержат Олимпийское движение, похоже, не для всех ванкуверские Игры станут веселыми.