По результатам одного из социологических опросов, Литва для россиян – в ряду наиболее недружественных государств. В самой Литве это вызывает явное недоумение. Одно из предположительных объяснений и своего рода утешение: результаты опроса «подогнали» под заказ Кремля. Можно ли считать достоверными данные более ранних опросов относительно ностальгии россиян по Советскому Союзу, об оценке пакта Молотова – Риббентроппа?
Сомнения опровергает американский центр „Pew Research Center for the People & the Press”, который провел опрос, приуроченный к 20-летию падения Берлинской стены. Нет оснований не доверять исследователям одного из ведущих центров США, организовавших опрос общественного мнения в тринадцати странах бывшего СССР и соцлагеря. Мы рассмотрим только результаты, касающиеся России. Сразу оговоримся, что для соседних с Россией стран они являются довольно безрадостными.
В. Путин в годы своего президентства назвал распад Советского Союза «крупнейшей геополитической катастрофой». Недавний опрос Pew Research Center показал, что большинство россиян так думают и сегодня. Формулировку: «Прекращение существования СССР – большое несчастье» – поддержали 58 процентов россиян. Более всего сожалеют люди старшего возраста (85 проц.), но и в группе от 18 до 29 лет таких тоже немало – 38 процентов.
47 процентов респондентов полагают, что Россия-империя – это в порядке вещей. Отметим, что в 1991 году так думали 37 процентов опрошенных.
Самое, казалось бы, неожиданное в том, что за империю выступает российская молодежь: в возрастной группе от 18 до 29 лет – аж 53 процента. В группе от 30 до 49 лет сторонников империи 52 процента, среди респондентов постарше (от 65 лет) – 34 процента.
Итак, в России пенсионеры тоскуют по временам СССР, хотят его восстановления, а молодежь мечтает об империи.
Является ли опасной тяга россиян к империи? Можно предположить, что это – всего лишь проявление желания иметь крепкое государство, пользующееся признанием и уважением в мире. Тех, кто знаком с историей России, вроде бы, не должно особенно пугать и слово «империя»…
Вот такие рассуждения. Но, увы… Pew Research Center Pew столкнулся с иным: мечта об империи идет рука об руку с возможной территориальной экспансией со стороны России. По данным опроса, 58 проц. россиян считают, что часть территории соседних стран должна быть российской. А это уже тревожный сигнал.
Между тем, в 1991 году на в общем-то провокационный вопрос «Считаете ли вы, что часть территории соседних стран – исконно российская?» – ответили «да» всего 22 процента респондентов. По темпам роста неудовлетворенности государственными границами Россия – лидер среди 13 европейских стран, в которых проводил опрос Pew Research Center. Прирост составил 36 процентов! Ответы россиян на некоторые вопросы исследования общественного мнения вызывают не только недоумение, но и серьезную озабоченность. И хуже всего то, что ответы более-менее точно отражают положение вещей. Только не до конца понятно, то ли это результат кремлевской пропаганды, то ли ситуацию определяют исторические устои («России естественно быть империей»).