Вчера депутаты Европарламента задавали вопросы Кэтрин Эштон, Янушу Левандовскому (Janusz Lewandowski) и двум другим кандидатам на пост комиссаров ЕС. 26 января в Европейском парламенте пройдет одновременное голосование по утверждению всех 27 членов Европейской комиссии, однако, как показали слушания пятилетней давности, евродепутаты способны вынудить отдельных комиссаров снять свои кандидатуры до голосования.
Наибольший интерес вчера вызвало выступление Эштон, выдвинутой в ноябре 2009 года на новый пост главы европейской дипломатии. В первый раз на вопросы депутатов Европарламента британка, являющаяся вице-президентом Еврокомиссии, отвечала месяц назад, и тогда, по мнению части из них, скомпрометировала себя некомпетностью в международной политике. В частности, она ничего не знала о разногласиях, возникающих вокруг строительства газопровода Nord Stream.
− В этот раз было лучше, но кандидатура леди Эштон все равно не вызывает у меня энтузиазма. У нее нет широкого видения внешней политики, ведь такого видения не может иметь кто-то, кто пытается быстро заполнить пробелы в своих знаниях и не имеет никакого опыта в дипломатии, − считает евродепутат Эльмар Брок (Elmar Brok), представитель христианских демократов Германии и ветеран комитета Европарламента по международным отношениям.
Польские евродепутаты подняли тему России, Украины и европейской "восточной политики". "Мы должны убедить Россию не использовать во внешней политике вопрос торговли энергетическим сырьем", − заявила Эштон, которая, по крайней мере, отчасти, справилась со своим "домашним заданием". Яцек Сариуш-Вольский (Jacek Saryusz-Wolski), представитель партии "Гражданская платформа" (PO), был сильно разочарован ответами Эштон, которая считает, что вопросы энергетической безопасности должны входить в сферу деятельности комиссара по вопросам энергетики, а не европейской дипломатии.
− Это противоречит подходу Европейского парламента, − полагает Сариуш-Вольский. − Эштон, к неудовольствию поляков, но в соответствии с мнением нескольких других государств-членов ЕС, назвала вчера газопровод Nord Stream элементом системы энергетической безопасности. Она не стала высказывать конкретных предложений по вопросу политики ЕС в отношении России или Ближнего Востока. Дело как раз в том, что большинству стран, желающих сохранить свою национальную позицию в международной политике, подходит такой слабый и лишенный собственных идей глава дипломатии.
Слушание Януша Левандовского, выдвинутого на пост комиссара по вопросам бюджета, прошло как по маслу. "Атмосфера была отличная. Мне задавали вопросы коллеги по комиссиям, в которых я работал, они знали мои взгляды, так что о неожиданностях говорить не приходится", − заявил Левандовский, кандидатура которого не вызывает в Брюсселе никаких разногласий.
В частности, поляк напомнил о своих возражениях против того, чтобы расходы на сельское хозяйство были исключены из бюджета ЕС и переданы в национальные бюджеты (такое решение было бы пагубным для Польши). Он также отклонил идею введения европейского налога, который бы пополнил бюджет Евросоюза. "Депутаты не ожидали от меня конкретики, многие решения в моей сфере будут приниматься уже в процессе разработки очередных бюджетных планов", − сказал Левандовский.
Несмотря на возникавшие ранее опасения, обвинения, касающиеся личной жизни и прошлого комиссаров, отошли в Брюсселе на второй план. Давняя деятельность Эштон в пацифистской организации, которая, по мнению критиков, получала в 1970-е годы помощь от СССР, волновала вчера только нескольких представителей Великобритании.
Более серьезных проблем, связанных со своей жизнью вне политической сферы, может ожидать только кандидатка из Болгарии Румяна Желева, муж которой, как утверждает болгарская оппозиция, связан с мафией.
Однако все идет к тому, что Европейский парламент, скорее всего, утвердит новую Европейскую комиссию без каких-либо изменений.