Поставить на место и заткнуть одного человека несложно. Государство часто так делает, и любит так делать. Обычно мы к этому привыкаем, что еще нам остается. Но благодарности ждать не стоит. Власти плюют на нас, игра на чувствах здесь не к месту. У них свои правила. Вот два свежих примера.
Пример первый: алкоголь
Год назад в это время широко обсуждалось решение Парламента: водителей, у которых обнаружен алкоголь, полиция больше не должна везти на анализ крови. Достаточно просто подышать. Беспредел, бюрократия, бессмыслица! Напрасно протестовали те, кто знает, что 0,2 промилле не влияют на водителя, и что «пьяным» можно стать и после упаковки ментоловых конфет.
Спрос на суровость растет. В воздухе витают лозунги типа: «Честному человеку бояться нечего!», «Алкоголь и руль несовместимы!». И воодушевленная общественным заказом полиция Чехии решила, что с Нового года дышать в «трубку» будет каждый водитель, которого остановят. В сочетании с допустимыми 0,0 промилле это самая суровая мера, которую можно было принять. Эту гайку сильнее уже не закрутишь.
Сразу же оказалось, что полицейские едва ли могут справиться с новыми предписаниями – они должны разбираться с каждым, кто «надышит» больше нормы, даже если он явно трезв и ездит по правилам. Такой поворот дел стражам закона, понятно, не понравился, так что они ищут способы, как бы увернуться от таких требований закона. Благодаря стараниям нашей полиции выяснилось, что норма 0,0 бессмысленна, так что появилась надежна на перемены. Хотя бы на 0,2.
Пример второй: эскалатор
Уже второй раз за последние полгода в пражском метро произошла серьезная авария на эскалаторе, в этот раз, к счастью, не пришлось ампутировать застрявшие пальцы. Это серьезно: движущаяся лестница не так опасна, как пьяный водитель, но ведь по ней каждый день ходит миллион человек. Так что было бы неплохо, если бы им кто-то хотя бы толком объяснил, что надо быть осторожнее.
Отдельная глава – это воспитанность тех, кто так или иначе связан с несчастными случаями на эскалаторах. Хоть бы кто-то из соответствующих компаний (Dopravní podnik) или из мэрии произнес хотя бы слова сожаления, если сложно прямо извиниться, поскольку это может выглядеть как признание вины… Куда там.
Эскалаторы могут представлять опасность, об этом говорит и европейское предписание, согласно которому на эскалаторах запрещено перевозить детские коляски. Характерно то, что у нас кроме сотрудников метро о таком предписании никто не знает и что о существовании такого требования людям должны рассказывать журналисты, разыскавшие эту информацию. Ну да, вновь Брюссель лезет со своими предписаниями…
Восток. Наш образец для подражания
Подведем итоги. Норма 0,0 промилле есть в Чешской Республике и только в нескольких государствах на востоке от ее границ. Среди них вы найдете страны, где власти всегда были всемогущи (и коррумпированы), а граждане - беспомощны и малозначительны: Россия, Белоруссия, Украина, Молдавия… Не надо питать иллюзии даже в отношении стран с хорошо развитой демократией – там как минимум было бы бессмысленно беспокоить водителя после 0,3 литра пива. Даже в суровой Швеции норма 0,2 промилле!
Представьте, как бы к вам после несчастного случая на эскалаторе отнеслось транспортное предприятие города Минска. Скорее всего, как к надоедливому насекомому. А какая реакция была бы у руководства метрополитена в Стокгольме? А у нас? Советские параметры имеют не только эскалаторы, но и отношение к пассажирам метро. А часто и отношение власти к народу вообще, как показывает эта замечательная норма 0,0 промилле. Нас будут слушать, и точка.