АНАСТАСИЯ ЧУРКИНА, корреспондент RT: Доки американских мэйнстримовых СМИ обещали его побить, многие называют его домашним террористом за его радикальную, антивоенную деятельность в 60-е годы. Названный жителем года Чикаго в 2007-м, уважаемый профессор, Билл Эйерс (Bill Ayers) сегодня с нами. Сэр, спасибо большое.
БИЛЛ ЭЙЕРС, американский ученый: Рад быть здесь.
АНАСТАСИЯ ЧУРКИНА, корреспондент RT: Мы бы хотели знать ваше мнение о недавних комментариях о вас в мэйнстримовых СМИ. Давайте посмотрим.
БИЛЛ О'РЕЙЛЛИ (Bill O’Reilly), телеведущий: На мой взгляд, самое дебильное событие недели – Билл Эйерс, этот чудак из Чикаго. Он дает интервью российскому телеканалу.
БИЛЛ ЭЙЕРС, американский ученый: США должны принимать участие в мире. Идея последних 60 лет о том, что мы были силой добра, - полная чушь.
БИЛЛ О'РЕЙЛЛИ, телеведущий: Вам не хочется его ударить? И эта российская журналистка, сидит там и поддакивает. Больше ничего. Она ведь ничего не понимает! Она даже по-английски не разговаривает! Они послали на интервью к этому идиоту журналистку, которая даже не знает английского! Просто они знали, что он говорит такие глупости, так что даже слушать его не захотели.
АНАСТАСИЯ ЧУРКИНА, корреспондент RT: Что вы на это все можете сказать?
БИЛЛ ЭЙЕРС, американский ученый: Вероятно, Билл О'Рейли очень недоволен мной или тем, что мне было что сказать. Обратите внимание, он не говорит ничего по поводу самой нашей беседы, того, что я говорил. Например, в нашем том интервью…. И кстати, вы прекрасно говорите по-английски! Так вот, в том интервью я сказал много конкретного. Одной из наших тем было - как такая страна как США, чье население составляет менее 5 процентов от мирового, может изображать из себя мирового полицейского и иметь триллионный военный бюджет?
Так что СМИ должны обратить внимание на это содержание, а не орать, вопить и выкрикивать слоганы. Вопрос, который я там задал, таков – являлась ли Америка в течение 60 лет силой добра? С его точки зрения, эта тема комментариев не заслуживает. А я бы вот хотел с ним подискутировать на эту тему. Посмотреть на свидетельства, представить аргументы. В таких темах нельзя просто выкрикивать ругательства – а Билл О'Рейли именно в этом и специализируется.
АНАСТАСИЯ ЧУРКИНА, корреспондент RT: Почему, как вы думаете, что смысл и значение медленно, но верно исчезают из главных средств массовой информации?
БИЛЛ ЭЙЕРС, американский ученый: Рассмотрим на примере вторжения в Ирак. США уже 8 лет воюют в Ираке, колоссальной ценой, - в смысле человеческих жертв, страданий, в смысле денег. И все равно не желают оттуда уходить! Не хотим задать серьезные вопросы, серьезно все обсудить в главных СМИ. Почему мы туда пришли? Почему мы погрязли в этой войне? Почему нам лгали об этой войне? А нам лгали. Какой был смысл в этом вторжении и в этой оккупации. А теперь, 8 лет спустя, сможем ли мы взглянуть на это, оценить это и гордиться тем, что сделала Америка? Я так не думаю. Именно поэтому купленные СМИ, мэйнстримовые СМИ не заинтересованы в том, чтобы ставить такие вопросы.
АНАСТАСИЯ ЧУРКИНА, корреспондент RT: Вы бы хотели иметь серьезный, существенный разговор на эту тему с Биллом О'Рейли, к примеру?
БИЛЛ ЭЙЕРС, американский ученый: Ну, нет таких людей, с которыми я бы в принципе не стал разговаривать. Я ведь преподаватель. Но для того, чтобы вести беседу, необходимо желание вступить в диалог, а диалог предполагает, что вы слушаете, и есть вероятность, что поменяете свое мнение. И вы говорите, а вас слушают. Но в таких шоу происходит не диалог, и не обучение. Это просто вопли. И действительно, нельзя ничего нового узнать, если все время орешь “заткнись! Заткнись! “
АНАСТАСИЯ ЧУРКИНА, корреспондент RT: Не считаете ли вы, что такое отрицание и нежелание слушать никого, чья точка зрения отличается, - это в некотором роде отражение того, как Америка взаимодействует с другими странами?
БИЛЛ ЭЙЕРС, американский ученый: Да, зачастую. Я думаю, что высокомерие, выкрикивание своего мнения и нежелание слушать ответ – это что-то вроде. Это значит, что мы не можем расти, не можем изменяться.
АНАСТАСИЯ ЧУРКИНА, корреспондент RT: Как вы думаете, в конечном итоге это создаст для США крупные проблемы?
БИЛЛ ЭЙЕРС, американский ученый: Я думаю, уже создало. И я думаю, что проблемы эти ухудшаются. Именно так. Я думаю, что нам необходимо, и многие на это надеялись, нам необходимо порвать с традицией американской внешней политики последних 60 или больше лет. И представить, что мы – такая же страна мира, как и остальные. Не сверхдержава, не Уберланд, не мировой полицейский, а точно такая же страна как другие. Которая вступает в диалог с уважением к себе и к другим. Неуважение по отношению к другим – это отражение нашей собственной трусости, это оборонительное поведение.
АНАСТАСИЯ ЧУРКИНА, корреспондент RT: Какая, на ваш взгляд, самая большая угроза Соединенным Штатам?
БИЛЛ ЭЙЕРС, американский ученый: Господи… Самая страшная угроза для Америки…. В некотором роде, я думаю, что мы сами себе самая большая угроза. Опасности, которые нам грозят в современном мире, - финансовый кризис, экономический, очень серьезные. Но это лишь поверхностные проблемы, если сравнить с распадом американской мощи. И в некотором роде это необратимо. Население США, менее 5 процентов от мирового, потребляет громадное количество мировой энергии, конечных продуктов, и это несоответствие не может длиться вечно. Так что в некотором смысле, я думаю, самые страшные угрозы – это наш милитаризм и что-то вроде духовного кризиса доверия – кем мы хотим быть? Куда мы хотим двигаться?
АНАСТАСИЯ ЧУРКИНА, корреспондент RT: В сторону США поступали официальные угрозы из таких стран как Йемен с заявлениями в духе «не тяните свои лапы к нашим территориям, а то вы можете вывести из себя Аль-Каиду”. Тем временем в своей недавней речи Барак Обама сказал – “Великие и гордые нации не привыкли отсиживаться”. Что это означает? Это знак того, что что-то грядет? Чем все это кончится?
БИЛЛ ЭЙЕРС, американский ученый: Вы правы. Йемен и другие страны заявляют – не посылайте американские войска, это лишь разозлит наше население. Посмотрите на Ирак, на Афганистан. Мы были в Ираке в течение 8 лет, мы были в Афганистане в течение 8 лет, и не просто в каком-то смысле проиграли эти войны, но и население не хочет нас там, никогда не хотело. Это модель поведения нашей империи. Да и любой существовавшей империи.
Так вот, теперь Йемен – провалившееся правительство, коррумпированное, отсталое государство с диктатором, вся родня которого заседает в правительстве. Кроме того, это место набора людей в ряды радикальных исламистов и террористов. И каков же ответ США? Мы не можем отправиться туда, но мы даем 150 миллионов долларов этому коррумпированному, отсталому правительству и просим их закупать оружие. Это идеальный рецепт катастрофы. И спустя шесть лет мы спросим себя – черт, зачем мы вооружили этих парней?
АНАСТАСИЯ ЧУРКИНА, корреспондент RT: Как вы считаете, американцы не должны задаться вопросом – почему наше правительство продолжает идти в страны, где нас абсолютно очевидно не ждут?
БИЛЛ ЭЙЕРС, американский ученый: Я считаю, американский народ должен задаться этим вопросом, и я думаю, что он задается. Люди на самом деле не хотят этих войн, и при этом не могут их остановить. Каков смысл в избрании Обамы, к примеру? Ведь люди голосовали за мир! Разве не мира они просили? И получили ли мы его? Нет!
Гуантанамо не закрыли, США не подписали важные договоры, включая договоры о минах и о пытках. Мы не закрыли черные тюрьмы в Европе, мы не ушли из Ирака и не вышли из Афганистана. Люди хотят мира. Однако правительство намерено идти своим путем и следовать, я думаю, той самой провальной политике неоимпериализма. Это неэффективно, и не было эффективным.
АНАСТАСИЯ ЧУРКИНА, корреспондент RT: Вы думаете, что американскому народу нагло врут?
БИЛЛ ЭЙЕРС, американский ученый: Да, все время. Все правительства врут. И я думаю, люди становятся циничными, и они не правы, на мой взгляд. Не надо быть циничными. Надо разозлиться!
АНАСТАСИЯ ЧУРКИНА, корреспондент RT: Давайте поговорим об безопасности. Вам не кажется, что сегодня, спустя 8 лет после 11 сентября, американское правительство по-прежнему не знает, что оно делает?
БИЛЛ ЭЙЕРС, американский ученый: Именно это, на мой взгляд, рождает цинизм. Если вы летаете самолетами, а вы летаете, и я летаю, мы все подвергаемся проверкам безопасности, проходим через детекторы, нас просвечивают на экранах. Вы поднимаете руки, и вас обыскивают. Мы вроде как привыкли к этому. На самом деле это все театр. Это не делает ситуацию более безопасной.
Вы кладете в корзинку свой компьютер, его просвечивают, вы его получаете. Но что там может прятаться? Никто так и не узнал. А может быть все что угодно. Очки, ручка, - все может стать оружием. Единственное, что они сделали действительно разумного – закрыли дверь в кабину пилотов. Слава богу, додумались. Это может и мера безопасности. А остальное – театр, ей-богу.
АНАСТАСИЯ ЧУРКИНА, корреспондент RT: Какой смысл в этом театре и хаосе?
БИЛЛ ЭЙЕРС, американский ученый: Я думаю, что мы купились на миф о том, что кто-то может решать наши проблемы за нас. Второе – правительство делает вид, что что-то делает. Ну и самое плохое – мы привыкли к тому, что нас выстраивают и заставляют маршировать.
АНАСТАСИЯ ЧУРКИНА, корреспондент RT: Кончилось все созданием такой системы, где даже старушек досматривают через сканнер, и все равно никто не ощущает себя в безопасности. Эксперты заявляют, что эти приборы не обнаруживают взрывчатых веществ внутри человеческого тела.
БИЛЛ ЭЙЕРС, американский ученый: Действительно. Иллюзия безопасности вместо безопасности. Идея о том, что все эти технологии как-то защитят нас. Что нас действительно могло бы защитить – это отношения друг с другом. Надо доверять друг другу, знать друг друга. Это намного важнее всех тех мер безопасности, сканирования старушек. У нас у всех общий интерес.
АНАСТАСИЯ ЧУРКИНА, корреспондент RT: Но как люди в аэропорту, охранники и пассажиры, могут знать друг друга и доверять друг другу?
БИЛЛ ЭЙЕРС, американский ученый: Если бы мы существовали не в рамках вооруженной и агрессивной культуры, я думаю, мы бы заслуживало гораздо больше доверия. А мы выросли в культуре, где нас всегда учили – “не разговаривай с незнакомцами!”. Это очевидное указание на наши проблемы. Чтобы избавиться от отчуждения и страха, от изоляции, не надо создавать оцепление и запирать все замки. Надо постараться приблизиться к людям и отыскать общие цели.