Само по себе дело не выглядит чем-то особенным, но замешанные в нем суммы просто колоссальны. Европейский суд по правам человека в Страсбурге в скором времени вынесет решение по делу о разводе российского миллиардера с его первой супругой. Разбирательство может закончиться одним из самых дорогих разводов нашего времени.
Глава металлургической группы "Северсталь" Алексей Мордашов занимал в 2008 году 18 место среди богатейших людей мира. 40-летний бизнесмен также намеревался в 2006 году приобрести долю европейской компании Arcelor. Что же касается его частной жизни, то со своей женой Еленой он расстался еще в 1992 году.
С тех пор между супругами не стихают юридические баталии. В разбирательствах по бракоразводному процессу суд неоднократно вставал на сторону мужа. Жена, тем не менее, уверена, что на эти решения вполне могло повлиять богатство и могущество Мордашова. В результате она решила обратиться в страсбургский суд, обвинив российское правосудие в пристрастности. Так, российскому государству придется представить аргументы в свою защиту и доказать тот факт, что на момент развода Алексей Мордашов еще не обладал теми средствами и влиянием, что у него есть сегодня.
Яблоко раздора
В поданном адвокатами экс-супруги олигарха Елены Новицкой иске говорится, что влияние, которым пользовался и пользуется сейчас г-н Мордашов, напрямую повлияло на рассмотрение дела в суде. Яблоко раздора заключается в правах на приобретенные супругами еще до развода акции компаний, стоимость которых взлетела вверх за последующие годы. Первоначальное соглашение о разделе имущества было оспорено Новицкой в 2001 году. В подобных процедурах нет ничего необычного, если, конечно, не принимать во внимание назначенный российским судом в 2003 году размер госпошлины: 213 миллионов рублей. Подобная практика существует и во Франции, где любого истца могут попросить внести залог вначале разбирательства. Такая мера предосторожности используется в России для предотвращения "дутых" процессов. Предложенная Новицкой сумма, подчеркивает российская сторона, была рассчитана с учетом задействованных в разбирательстве сумм. Тем не менее, ее адвокаты в корне не согласны с таким утверждением и считают эту сумму необоснованной и дискриминационной.
В своем первом иске, поданном в марте 2009 года, бывшая жена олигарха потребовала от российской стороны компенсацию в размере 500 миллионов долларов. Окончательное решение страсбургских судей непременно будет широко комментироваться в прессе, если оно все-таки утвердит один из самых дорогих в мире разводов…