Как и ожидалось, день 13-го января не стал повторением прошлогоднего, хотя некоторая напряженность ощущалась. В центре Риги было полно полиции, особенно в районе Сейма. Там же стояла пожарная машина, по всей видимости, с водометом. Однако, все прошло тихо. Что для властей, с одной стороны, конечно, хорошо. МВФ увидел, что, несмотря на кризис, люди у нас в стране терпеливые, не агрессивные. И значит, можно повышать налоги, а то вводить новые. Бунта не будет — как и предсказывают многие эксперты. С другой стороны, тот факт, что никто не выступил в качестве зачинщика беспорядков, не может не огорчать спецслужбы.
Во-первых, любой инцидент подчеркнул бы полезность их существования. Вспомните, как в позапрошлом году полицейским снижали зарплаты, они протестовали, а тут как раз события 13 января прошлого года и показали их необходимость.
Во-вторых, у спецслужб была надежда, что во время беспорядков вновь проявят себя замаскировавшиеся враги. Тут-то их можно будет и взять на заметку, проследить их связи, выявить заказчиков. Судя по тому, что 39 томов уголовного дела по итогам прошлогодних событий все ещё не дошли до суда, копают глубоко. Уже 700 допросов провели, а еще не все ясно.
Но враги на этот раз затаились, и спецслужбы вынуждены продолжать свою рутинную работу по их постепенному выявлению. Ведь нынешний год не простой, а предвыборный. И Бюро по защите конституции просто уверено в том, что, обязательно должны быть «попытки иностранных спецслужб повлиять на результаты предстоящих в октябре выборов в Сейм». Именно попытки, потому что развернуться им наше доблестное Бюро нипочем не позволит. В пятницу пресс-секретарь БЗК Байба Рата-Салиня сообщила, что таких попыток пока не замечено. Но что «каждую страну, которую с Латвией связывают какие-то политические или экономические вопросы, несомненно интересует итог наших парламентских выборов». Поэтому Бюро продолжит вести активную контрразведывательную работу.
Зачем неназванному государству надо использовать «противозаконные средства влияния на итог наших выборов в желательном для него направлении»? Зачем иностранные шпионы стремятся получить сведения о потенциальных победителях выборов в Сейм Латвии? Этого представительница Бюро не сказала, но как-то само собой разумеется, что это зачем-то нужно.
Руководитель Бюро по защите Конституции Янис Кажоциньш в 2008 году, отвечая на вопрос, как Россия хотела бы попытаться повлиять на исход выборов в Сейм, сказал, что «интерес влиятельных лиц в России заключается в том, чтобы следующий Сейм и правительство в Латвии были максимально дружественны России». А в 2006 году даже были разоблачены действовавшие по этому коварному плану иностранные шпионы. Можно представить, как, то подкупом, то шантажом и угрозами, они заманивали в свои сети простых латвийских избирателей и заставляли голосовать за нужных им кандидатов. Возможно, тоже агентов. И судя по результатам деятельности нынешнего Сейма и последних правительств, кое-чего добились. Дружбы, правда, нет. Но и денег в бюджете тоже.
Однако успехи наших спецслужб в обезвреживании шпионов, скорее всего заставят иностранных разведчиков действовать по-другому. Точнее, никак не действовать, а положиться на так называемую «мягкую силу». Например, на массовую культуру. Весь прошлый год в латышской прессе писали о растущем влиянии российской культуры в Латвии. Самым заметным было выступление адвоката Грутупса, разоблачившим конкурс «Новая волна» в Юрмале, как спецоперацию ФСБ. Сюда же эксперты относят деятельность местных коммерческих телеканалов, транслирующих российские шоу и фильмы в самое лучшее эфирное время, и участие рижского Dinamo в Континентальной хоккейной лиге (которую Путин придумал) и, в частности, показ в передаче «Лучшие годы нашей жизни» на российском телеканале, микроавтобуса РАФ.
Я вовсе не шучу, а цитирую директора Восточноевропейского центра политических исследований Андриса Кудорса, одного из авторов исследования тенденций внешней политики России в странах Балтии. Но остается вопрос. Как же с помощью российских фильмов, песен и телепередач можно влиять на итоги выборов в латвийский Сейм? Очень просто. Наверняка в этих фильмах и передачах используется так называемый эффект 25-го кадра. Зрителям тайно показывают портреты нужных кандидатов и лозунги в их поддержку. Не зря же для вещания на страны Балтии организованы специальные московские телеканалы.
А в песнях российской попсы явно используется нейро-лингвистическое кодирование, воздействующее на умы латышских избирателей.
В общем, рано радоваться, что вчера всё было спокойно. Отсутствие массовых беспорядков лишь показывает, что борьба перешла в другую, скрытую фазу. Теперь она идет в головах. И мы даже догадываемся, у кого.