Крупнейший мировой производитель нефти Россия собирается вторгнуться на азиатские энергетические рынки за счет своих ближневосточных соперников, благодаря новому трубопроводу, качающему сырую нефть с нефтяных месторождений Сибири до нового терминала на побережье Тихого океана.
Трубопровод, любимый проект премьер-министра Владимира Путина, является ключом к усилиям России по диверсификации своих экспортных маршрутов в сторону от Европы, чтобы воспользоваться ростом спроса на энергоресурсы в Азии. Этот трубопровод также важен для таких стран, как Китай, желающий снизить свою зависимость от ближневосточной нефти.
Г-н Путин официально открыл первый перегон трубопровода Восточная Сибирь-Тихий Океан (ВСТО), стоимостью в 12 миллиардов долларов, в прошлом месяце. Сырая нефть, качаемая по этому трубопроводу, также получившая название ВСТО, уже стала хитом на азиатских рынках. В ежемесячном отчете, выпущенном в пятницу, Международное энергетическое агентство (IEA) написало, что ВСТО “наверняка заместит собой какие-нибудь сорта ближневосточной нефти схожего качества”.
Нефтяной аналитик банка JP Morgan Лоуренс Иглс (Lawrence Eagles) написал в своей аналитической записке в пятницу, что ВСТО возвещает о “важной перемене на мировых рынках сырой нефти”, так как “у России появилась инфраструктура, необходимая для роли [своего рода] ОПЕК для западных и восточных рынков”.
В последние годы, по мере того, как отношения между Россией и Европой ухудшались, Россия многократно угрожала перенаправить экспорт своих энергоресурсов в Азию. Но так как почти все ее нефте- и газопроводы шли с востока на запад, это угроза отдавала фальшью. Теперь ситуация меняется.
“Теперь Европе придется соперничать с Азией за российскую нефть”, - говорит Дайан Манро (Dianne Munro), старший аналитик по нефтяным рынкам Международного энергетического агентства.
Преимущество сырой нефти ВСТО над соперничающими сортами состоит в ее близости к нефтеперерабатывающим заводам северо-восточной Азии. Новый нефтеналивной терминал в Козьмино, стоимостью в 2 миллиарда долларов, находится в пяти днях плавания от рынков в Китае, Южной Корее и Японии. Срок поставок с Ближнего Востока, из Африки и Латинской Америки составляет как минимум две недели.
Запуск трубопровода ВСТО, нефть в который будет поставляться с новых нефтяных месторождений Восточной Сибири, совпал по времени с китайским ростом спроса на нефть. В прошлом месяце импорт сырой нефти в Китай превысил 5 миллионов баррелей в день, что стало рекордом. По контрасту, за последние три года спрос в Европе упал на 1 миллион баррелей в день.
Аналитики говорят, что ВСТО может значительно изменить динамику российского экспорта нефти. IEA говорит, что российские графики погрузки уже показывают, что экспорт сырой нефти перенаправляется из портов на Балтийском и Черном морях в восточном направлении. Снижение российских поставок на европейские рынки может привести к росту цен на сорт Urals, являющийся основной российской экспортной смесью и продающейся со скидкой по отношению к другим эталонным сортам вроде нефти марки Brent. Это может означать, что у европейских нефтеперерабатывающих заводов впереди тяжелые времена.
Российское правительство попыталось поспособствовать переключению на восток, субсидируя экспорт по ВСТО. Правительство временно приостановило сбор экспортного налога на сырую нефть, идущую по новому трубопроводу с месторождений в Восточной Сибири, и установило предпочтительный тариф на прокачку сырой нефти марка ВСТО, который ниже даже, чем реальная стоимость транспортировки. Государственная трубопроводная монополия “Транснефть” покроет эту субсидию, повысив тариф на прокачку для нефтяных компаний, отправляющих свою нефть в западном направлении.
ВСТО имеет пропускную способность в 600 тысяч баррелей в день и построен между Тайшетом в Сибири и поселком Сковородино возле российской границы с северным Китаем. Оттуда нефть везут по железной дороге в Козьмино, где ее загружают на танкеры. В следующем году будет завершено строительство ветки от Сковородино до китайского Дацина. Пропускная способность этой ветки составит 300 тысяч баррелей в день. Ожидается, что к 2014 году ВСТО будет достроен до Козьмино, при дополнительной стоимости в 10 миллиардов долларов.