Хотя я получил удовольствие, читая насмешливую пародию Майкла Коэна на статью Громова и Рогозина в газете New York Times, мне кажется, что сатира Майкла обходит молчанием некоторые довольно важные моменты. Майкл упускает из виду, что у России действительно есть легитимный интерес в том, чтобы Афганистан не развалился на части. Чисто гипотетически предположим, что за развалом афганского правительства произойдет превращение Центральной Азии в разбухшее море исламского экстремизма. Существует достаточно оснований, чтобы предположить, что подобная волна нестабильности затронет сферу влияния России (еще одна Чечня?), прежде чем докатиться до европейских столиц. И как там насчет “гробов американцев и европейцев, убитых героином талибов в своих собственных странах”? Когда я проверял ситуацию в последний раз, а это было 5 минут назад, оказалось, что у самой России серьезные проблемы с героином.
Так что, учитывая, что Россия равным образом, если не больше НАТО и США, заинтересована в стабильном Афганистане, почему же они не помогают нам больше, вместо того, чтобы дурачить генерала Петреуса с соглашениями по поводу военных баз? Действительно ли дело в том, что как говорит Майкл (или это был Дмитрий?), Россия предпочитает, чтобы европейские и американские лидеры “оставались в Южной Азии, и не совали свой нос, куда не следует на Кавказе или Украине”? Скорее всего. Но мне кажется, что на самом деле речь идет не о введении в заблуждение, а о проезде “зайцем”. У России просто нет стимулов лучше заботиться о происходящем на своем заднем дворе, пока США и НАТО делают это за нее. При текущей ситуации Россия может ограничить поток героина у своих границ, воспрепятствовать боевикам, которые иначе могут повернуть свое оружие против клептократических правителей, находящихся под контролем Москвы, и удерживать потенциальных противников, завязнувшими в бесконечном конфликте. Звучит здорово.
Как я уже говорил, в этом и состоит основное затруднение, с которым США сталкиваются в Афганистане, и оно хорошо иллюстрирует неразумность уверенности в том, что мы выберемся из этого положения, просигнализировав о своей решимости или твердости. Долгосрочная стабильность Афганистана зависит от продуктивного участия его соседей. С этим не поспоришь. Но особых надежд на то, что это произойдет, нет, до тех пор пока НАТО и США будут предоставлять этим соседям то, что они хотят, бесплатно!