Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Время строить

© РИА НовостиПарламент Республики Молдова на площади Великого национального собрания
Парламент Республики Молдова на площади Великого национального собрания
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
2009-й год стал годом большой ломки. Сломлен режим Воронина, начала разваливаться его Партия коммунистов. Она уже никогда не вернется к власти в том виде, в каком это было. Казалось бы, в Молдове пришло время строить, но с этим дела обстоят пока неважно.

2009-й год стал годом большой ломки. Сломлен режим Воронина, начала разваливаться его Партия коммунистов. Она уже никогда не вернется к власти в том виде, в каком это было. Казалось бы, в Молдове пришло время строить, но с этим дела обстоят пока неважно.

 

Маниакальное стремление Воронина ни с кем не делиться властью и не менее маниакальное желание Ткачука стать единственным наследником партийного бизнеса Воронина сыграли с ними злую шутку. Сегодня оба этих персонажа, оказавшихся в глухой оппозиции, приобретают все более комичный характер. У них есть все шансы закончить свою политическую карьеру подобно Михаилу Сергеевичу Горбачеву, который ездит по университетам с лекциями о перестройке. Только Воронин и Ткачук будут давать мастер-классы на тему «Как потерять власть, имея 60 процентов мест в парламенте». Любая аудитория  захочет узнать, как же они умудрились добиться такого выдающегося антирезультата.

 

2010-й год будет годом добивания ПКРМ. Ее станут рвать на части бывшие однопартийцы - Мариан Лупу, Виктор Степанюк, Владимир Цуркан, новые «лейбористы» Николая Черного, и прочая, прочая, прочая. Без административного ресурса, без былой машины по промыванию мозгов, с разваливающимися структурами, без спонсоров, перебегающих на сторону новой власти, ПКРМ Воронина-Ткачука просто не способна вернуть себе прежние позиции.

 

Если Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ) больше ничего не сделает, кроме демонтажа, пусть и не окончательного, воронинского режима, его миссию уже можно считать выполненной. По большому счету, она только в этом и состояла.

 

Та конструкция власти, с которой Молдова вошла в 2010-й, является промежуточной и перекошенной. Избрание Мариана Лупу на пост президента и сохранение за Михаем Гимпу только должности спикера могло бы сбалансировать эту конструкцию, но Воронин с Ткачуком решили, что им будет лучше, если Гимпу останется врио президента и коммунисты смогут навешивать на весь АЕИ ответственность за слова и дела лидера Либеральной партии. Очередная ошибка Ткачука. И такая тактика не поможет ПКРМ на досрочных выборах.

 

Более сбалансированная и прочная властная конструкция должна быть создана в результате новых выборов. Точку в спорах о том, когда следует распустить парламент, когда должны пройти выборы, как, когда и какой референдум по изменению Конституции можно проводить, очевидно, придется ставить Конституционному суду, потому что в АЕИ согласия на эту тему нет.

 

В любом случае, до выборов парламент будет принимать необходимые законы и постановления, и будет работать правительство — самая устойчивая и работоспособная на сегодняшний день государственная структура. После выборов, на которых партнерам по АЕИ придется конкурировать как друг с другом, так и с ПКРМ и партиями-неофитами, будет создана новая правящая коалиция, она и сформирует новые органы власти в стране.

 

После отхода ПКРМ от власти в Молдове только расчистилось поле для нормального партийного строительства, нормального бизнеса, нормальной юстиции, нормальной прессы. Многие вещи предстоит создавать практически с нуля.

 

Пройдя огонь и воду сопротивления воронинским репрессиям, бывшая оппозиция сегодня стоит перед самым коварным испытанием — медными трубами. Властью, деньгами, славой, лестью, самоуспокоенностью, самодовольством, шапкозакидательством. В «мирное время» все может быть сложнее, чем на «войне», где цель прямолинейно проста — надо победить врага.

 

Кое у кого пробудились и дремавшие в прошлые годы комплексы. Они требуют продолжения войны, теперь уже не с коммунистами, а с русскими и русскоязычными. Это, конечно, не официальная политика, но шумиха  поднимается большая. Лучшая прививка от ксенофобии — реальный, а не декларируемый переход на европейские стандарты в отношении национальных меньшинств. Сейчас никто даже не знает, с чего надо начинать этот переход.

 

Как бы там ни было, в Молдове наступило время строить. Возможности для этого есть. Было бы желание.