Состоявшиеся вчера президентские выборы на Украине, которые, похоже, перейдут 7 февраля во второй тур с участием в нем двух ведущих кандидатов - Виктора Януковича и Юлии Тимошенко, развернулись на фоне финансовой катастрофы в стране.
Давно уже было понятно, что поражение действующего президента Виктора Ющенко, который выступает с позиций антироссийского национализма, приведет к политическому сближению и примирению между Украиной и Россией. Янукович предан идее неприсоединения (что означает отказ от вступления в НАТО), а Тимошенко обещает пропустить это решение о вступлении в военный альянс через общенациональный референдум (что на практике исключает членство страны в НАТО, поскольку, как показывают многочисленные опросы, против этого выступает подавляющее большинство украинцев). Но гораздо меньше люди задумываются над тем, что такой геополитический сдвиг будет ускорен нависшим над Украиной государственным банкротством. В этой драме Россия выступит в роли "Абу-Даби", а Украина в качестве "Дубаи" в том плане, что Москва постарается исправить бедственное финансовое положение своего близкого соседа.
В октябре 2009 года МВФ приостановил выделение последнего транша на 3,8 миллиарда долларов из своего 17-миллиардного кредитного пакета помощи Украине, объяснив это необходимостью дождаться проведения президентских выборов в стране, чтобы украинские власти были в состоянии проводить ответственную экономическую политику. Тем временем, МВФ потихоньку помогает удерживать Украину от окончательного сползания в болото кризиса серией временных мер. Кульминацией этих мер стало его разрешение о переводе 2 миллиардов долларов из резервов киевского Центробанка в бюджет для выплаты в этом месяце 900 миллионов долларов за импортный российский газ.
Однако после этого закрома опустели. Режим строжайшей экономии - это единственный способ сохранить украинские резервы и не допустить очередной валютной растраты. Такая ситуация станет катастрофой, учитывая огромный государственный и частный долг, деноминированный в иностранной валюте (в начале кризиса он превышал 100 процентов ВВП). Новоизбранному президенту и правительству, которое появится после президентских выборов, придется отказаться от своих предвыборных обещаний, резко сократив государственные расходы (дефицит бюджета в 2009 году достиг примерно 12 процентов, и финансировался он в основном за счет включения печатного станка) и возложив бремя роста стоимости электроэнергии на плечи внутренних потребителей. Отказ или неспособность пойти на сокращение расходов приведет к массовому неисполнению денежных обязательств и к дефолту. Государственные энергетические и железнодорожные компании Украины ("Нафтогаз" и "Укрзализныця") оказались не в состоянии выполнять свои контрактные обязательства по внешним кредитам и займам, в связи с чем были вынуждены начать с кредиторами переговоры о реструктуризации.
Такая задача крайне сложна даже для лидера, избранного на волне национального единства и имеющего народные полномочия для борьбы с кризисом. Но на украинских президентских выборах такой политический капитал получить не удастся. И причина здесь глубже, чем хорошо всем известные противоречия между востоком и западом. Не менее фундаментальная проблема это отсутствие функционирующих институтов власти. По состоянию на сегодня контроль над исполнительной властью поделен между президентом и законодательной ветвью. И именно в этом истинная причина хронического политического хаоса на Украине - а не в личной вражде и противоборстве ведущих политиков и финансирующих их деловых кругов.
Единственное решение - это радикальная конституционная реформа в целях укрепления верховной власти парламента как единственного органа, в рамках которого можно урегулировать и улаживать глубокие внутренние противоречия в стране. Для внесения поправок в конституцию необходимо парламентское большинство в две трети голосов. А создать такое большинство можно только в рамках коалиции основных политических сил, базирующихся в центре и на востоке страны (которые возглавляют, соответственно, Тимошенко и Янукович). Но завершив изнурительную битву за президентский пост, два лидера перенесут свою борьбу в парламент - а это вполне может привести к досрочным парламентским выборам. Не самая лучшая ситуация для возвращения к программе МВФ и предотвращения финансового коллапса.
Однако даже в таком анализе не учитывается в полной мере весь размах бедственного положения Украины. Давайте ради интереса представим себе, что страна каким-то чудом не попадает в политическую ловушку, и в предстоящие несколько недель на Украине появляется сильный руководитель, контролирующий как свой президентский пост, так и парламент, а поэтому способный предпринимать решительные политические действия. Даже в этом случае, когда МВФ возобновит выплаты по кредиту, и произойдет некое восстановление пошатнувшегося доверия инвесторов, Украина все равно будет на грани пропасти с ее масштабным внешним долгом. Рост цен на продукцию украинского экспорта (это в основном цветные металлы и сыпучие химикаты) будет нейтрализован тесно связанным с ним ростом цен на импорт энергоресурсов. И любое временное нарушение связи между этими ценами вряд ли будет Украине на пользу, если учитывать бурный рост сталелитейного производства в Китае.
Самое главное заключается в том, что Украине в 2010 году предстоит начать расплачиваться по своим внешним долгам, составляющим в сумме 37 миллиардов долларов. Даже если представить себе какой-нибудь сверхъестественный сценарий, в рамках которого половину этого долга можно будет рефинансировать (несмотря на горькое послевкусие от недавних неплатежей), в 2010 году дефицит платежей все равно будет превышать 10 миллиардов долларов. А в 2012-2013 годах он вырастет до 15-24 миллиардов долларов, когда вначале закончатся кредитные выплаты МВФ, а затем наступит срок расплаты по ним.
Единственный реальный способ заткнуть эти дыры - воспользоваться огромными сбережениями российского государства. Попросит ли Украина Россию о такой помощи, и если да, то как на это отреагирует Россия?
Страх за суверенитет Украины означает, что основной лагерь украинских политиков всегда будет рассматривать помощь со стороны России лишь как последнее средство. Однако банкротство государства может оказаться даже большей угрозой суверенитету, чем помощь России; и что самое важное, это поставит под угрозу власть и благосостояние всего политического и делового истэблишмента на Украине.
Помня о своем унижении во время украинской "оранжевой революции" 2004 года, российское руководство будет действовать крайне осторожно. Тем не менее, Россия теперь окажется втянутой в украинский кризис. Мотивацией для нее станут потенциальные геополитические выгоды и возможности по приобретению украинских активов, с одной стороны, и вполне естественная заинтересованность в предотвращении финансовых и экономических бед на Украине, с другой - ради региональной стабильности и с учетом важности двусторонней торговли и все еще мощных экономических связей между двумя странами.
Хороша или плоха такая перспектива? Сторонников будет много и у первой, и у второй точки зрения, причем каждая сторона будет и громко ликовать, и не менее громко стенать по этому поводу. Так или иначе, но помощь России Украине следует рассматривать как естественное событие - столь же естественное, как, скажем, реакцию США на кризис мексиканского песо в 1994 году.
Кристофер Грэнвилль - управляющий директор аналитической компании по развивающимся рынкам Trusted Sources.