В отношениях России с США сегодня, впрочем, как и раньше наблюдается интересная тенденция, а именно, какое бы расположение друг к другу ни демонстрировали в моменты кратких встреч лидеры двух стран, отношения постепенно ухудшаются. Более того, во многих вопросах, где Вашингтон выказывает серьезную обеспокоенность, Россия оказывается на стороне тех, кто оппонирует США, причем делает это демонстративно.
Адекватность отношениям не придает также деятельность НАТО. Ведь, США активно выступают за расширение горизонтов НАТО, выход за пределы трансатлантических рамок. К примеру, посол США в НАТО Иво Даалдер утверждает, что Североатлантический регион - это не остров. "Он погружен в глобально интегрированный мир. В наши дни правильный взгляд на трансатлантические отношения должен быть не столько американским или европейским, сколько глобальным. И НАТО также должна все более рассматривать себя не только в контексте трансатлантической перспективы, но и глобальной перспективы",- сказал он. Некоторые союзники, особенно из числа новых членов НАТО, не очень-то приветствуют такого рода соображения. Для них, прежде всего, важна традиционная функция альянса в сфере коллективной обороны, использование механизмов НАТО в сдерживании "российского неоимпериализма".
Кстати, посол США в НАТО Иво Даалдер также заявил, что "риски безопасности на Кавказе не могут игнорироваться США или НАТО".
Как сообщает агентство Медиамакс, американский дипломат сказал об этом, выступая вчера в Вильнюсе с речью "Партнерства НАТО".
"История научила США, что риски безопасности на Западных Балканах, на Кавказе и даже в Центральной Азии не могут игнорироваться Америкой или НАТО, и что безопасность всех в Европе является составной частью национальной безопасности США и НАТО", - сказал Иво Даалдер.
"В этом смысле, если смотреть на Европу более широко, наше партнерство с Россией также очень важно - как для НАТО, так и для Москвы. Мы надеемся установить продуктивный диалог в рамках Совета Россия-НАТО по широкому кругу вопросов безопасности, таких, как Афганистан, противоракетная оборона, нераспространение оружия массового поражения", - сказал посол США. Он также подчеркнул, что "партнерства НАТО никогда не представляли угрозы России, которая должна понять, что может воспользоваться преимуществами демократии, стабильности и благополучия в своем соседстве" ("Тренд").
К слову сказать, НАТО и Россия приступили с пятницы к работе над обзором общих угроз и вызовов XXI века. Об этом сообщил постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин.
Поручение подготовить обзор общих угроз безопасности России и стран НАТО было дано министрами иностранных дел сторон по итогам первого после конфликта в Южной Осетии официального заседания Совета Россия-НАТО на этом уровне 4 декабря в Брюсселе.
В пятницу в бельгийской столице проводится первое в новом году заседание СРН в составе послов.
"На нем сегодня (вчера-ред.) будут рассмотрены вопросы организации работы над обзором общих угроз. С сегодняшнего дня мы приступаем к тому, как мы будем оценивать критичность угроз, направленных против стран Североатлантического альянса и России", - сообщил Рогозин РИА "Новости".
По его словам, сторонам предстоит установить критерии и определить приоритетность угроз с участием экспертов высокого уровня, которые будут участвовать в последующих заседаниях.
"Я думаю, что пять-шесть таких заседаний в режиме мозгового штурма позволят где-то примерно к апрелю выйти уже на полноценный доклад, который в дальнейшем будет представлен министрам иностранных дел и руководству наших стран", - сказал постпред, сообщает РИА "Новости".
Напомним, что отношения между Россией и НАТО обострились после российско-грузинской пятидневной войны в августе 2008 года. Тогда страны НАТО обвинили российскую сторону в непропорциональном применении силы и объявили о приостановке проведения заседаний СРН на всех уровнях. Россия в ответ решила заморозить ряд совместных программ с альянсом.
На встрече в Брюсселе в марте 2009 года главы МИД стран НАТО приняли решение восстановить полноформатное сотрудничество альянса с РФ.
Начнем с того, что если посол США в НАТО заговорил о рисках безопасности на Кавказе, и что они не могут игнорироваться США или НАТО, то, скорее всего, он имел в виду Россию, от которой эти риски исходят.
К примеру, как заявляют некоторые эксперты, в недрах НАТО уже готов к одобрению план по обороне стран Балтии, и который основан именно на анализе конкретных рисков.
То есть, НАТО готовит региональные планы обороны, которые основаны на конкретных рисках. Напомним, что в прошлом году президент США Барак Обама поддержал составление подобных региональных планов НАТО. И если в НАТО заговорили о рисках на Кавказе, то, по логике, в скором времени появится и план по обороне стран Южного Кавказа, в первую очередь Грузии и Азербайджана.
Во-первых, именно война между Грузией и Россией в августе 2008 года существенно изменила отношение к региональной безопасности.
Во-вторых, неважно, что ни Грузия, ни Азербайджан не являются членами НАТО. В НАТО уже развивается тенденция привлекать к региональным планам обороны страны, не входящие в альянс, например, Финляндию и Швецию.
В-третьих, составлением подобных планов занимается военное крыло альянса, так как в политическом совете НАТО эту инициативу могут заблокировать некоторые страны, выступающие против составления оборонных планов, например, Германия.
Бесспорно, если все же такой план в отношении Кавказа у НАТО появится, то это еще более усугубит отношения альянса с Россией.
Ведь Россия заявляет о себе как региональная держава, которая сама решает, какие действия она хочет предпринять в том регионе, который она считает своей сферой влияния. Тем более, что партнерство Россия-НАТО не оправдало ожиданий, которые закладывали основоположники этого партнерства. И у России, и у НАТО были завышенные ожидания: НАТО ожидало, что если сделать партнерство техническим, создать много совместных с Россией программ, то можно будет изменить отношение к альянсу внутри страны, однако этот принцип не сработал и Россия продолжает видеть угрозы в расширении НАТО. Российские политики рассчитывали получить реальное влияние на процесс принятия решений альянсом, надеялись, что Россия сможет выступать на равных с другими членами альянса.
Открытым остается и вопрос европейской безопасности. Речь идет об инициативе президента РФ Дмитрия Медведева о заключении Договора о европейской безопасности. Напомним, что проект договора был направлен главам государств и правительств, а также руководителям военно-политических организаций, которые функционируют в Евроатлантическом регионе, в том числе НАТО. Документ, согласно российской позиции, нацелен в первую очередь на то, чтобы принцип, в соответствии с которым ни одно государство в Евроатлантике не должно укреплять свою безопасность за счет безопасности других (неделимость безопасности), стал бы юридически обязывающим.
Однако НАТО, похоже, вполне устраивает существующее положение дел. Как считают эксперты, в штаб-квартире альянса вряд ли поддержат шаги, которые, так или иначе, девальвировали бы Североатлантический договор 1949 года. Говоря иначе, по сути, реализация российского предложения сделает НАТО бесполезным, с чем последняя никогда не согласится.
Что касается Азербайджана, то основы сотрудничества между нашей страной и НАТО были заложены подписанием 4 мая 1994 года рамочного документа - программы "Партнерство во имя мира". Азербайджан был одним из 27 государств-членов ОБСЕ, в числе первых ставший участником этой программы.
В апреле 1996 года был подписан официальный документ в рамках программы "Партнерство во имя мира", определивший конкретные направления взаимодействия. В настоящее время в соответствии с этой программой Азербайджан выполняет возложенные на него около 50 партнерских задач. Президент Азербайджана Ильхам Алиев 3 августа 2005 года подписал указ "Об утверждении Плана действий по индивидуальному партнерству Азербайджанской Республики с НАТО". Сейчас сотрудничество осуществляется в рамках второго этапа плана действий. Азербайджан сотрудничает с НАТО в рамках миротворческих миссий альянса в Ираке и в Афганистане.
Правда, у Азербайджана имеется в наличии план на расширение сотрудничества с НАТО, однако, как заявляют официальные лица, Азербайджан пока не определился с вопросом вступления в НАТО. Кроме того, не раз заявлялось, что войска другого государства не могут быть дислоцированы на территории Азербайджана.
И, наконец, энергобезопасность - это, пожалуй, основная сфера сотрудничества между Азербайджаном и альянсом.
Скорее всего, посол США в НАТО говоря о рисках на Кавказе имел в виду именно данную сферу.
Не секрет, что наряду с обеспокоенностью Вашингтона развитием иранских ядерных технологий США также волнует безопасность нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум.
С другой стороны, перспективные нефтегазовые проекты, поддерживаемые США, в том числе и Транскаспийский газопровод, также попадают в зону повышенного риска. С этой точки зрения озабоченность США безопасностью трубопроводов обоснована: все американские "проекты века" так или иначе могут находиться под угрозой срыва. Учитывая, что Южный Кавказ является территорией транспортировки энергоносителей, то вполне понятна обеспокоенность Вашингтона.
Безусловно, пока сложно говорить о подходах Вашингтона к глобальной энергетической безопасности при растущем соперничестве между Россией и США в мире, вообще, и на Южном Кавказе, в частности. Проблема заключается в том, что стороны пока не могут найти точек соприкосновения и вряд ли найдут в среднесрочной перспективе.
Так что, энергетика - не изолированная сфера, а часть всей системы международных отношений, которые складываются между Азербайджаном и США. Вашингтон не могут не волновать высокие цены на энергоносители и Каспийский шельф нефти. Именно поэтому Вашингтон проводит такую политику, которая соответствует государственным интересам США в Азербайджане. В Вашингтоне не раз отмечалось, что важнейшую роль в будущих действиях России и ответных шагах Запада сыграют энергоресурсы. То есть, борьба в регионе между США и Россией в любой момент может обостриться, и, конечно же, каждая сторона будет отстаивать собственные интересы.
Несомненно, пока официальному Баку удавалось в этом плане продемонстрировать уравновешенный подход к проблеме. В Азербайджане велико присутствие Запада в лице англо-американских компаний, и в то же время не рвутся те связи с Россией, что остались, а наоборот наращиваются новые. Азербайджан, конечно, интересен для США как наиболее стабильная страна региона. Но также на Западе, прежде всего в США, достаточно желающих использовать Баку в различных геополитических играх, как против Ирана, так и против России. Поэтому для Азербайджана все еще сохраняется опасность втягивания в новые геополитические кризисы.
Кстати, министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров принял в пятницу спецпредставителя госсекретаря США по евразийским энергетическим вопросам Ричарда Морнингстара, говорится в сообщении пресс-службы МИД республики.
В ходе встречи стороны провели обмен мнениями о состоянии и перспективах азербайджано-американских связей в области энергетики, а также об энергетических проектах, реализуемых в Каспийском регионе. Делегацию, возглавляемую спецпредставителем госсекретаря США по энергетическим вопросам, принял также президент Азербайджана Ильхам Алиев. На встрече также состоялся обмен мнениями по вопросам энергетического и регионального сотрудничества между Азербайджаном и США.