Американо-японскому договору безопасности в его нынешнем виде во вторник исполнилось 50 лет. На протяжении всех этих десятилетий две страны переживали в своих двусторонних отношениях периоды взлетов и падений, а также моменты эпизодической напряженности. Но они вместе выдержали испытание "холодной войной" и вместе вступили в новую эпоху и в новое столетие.
Сегодня, когда прошло полвека с момента подписания пакта безопасности, лидеры двух стран выражают стремление к укреплению альянса.
Но в настоящее время двусторонние отношения переживают фазу напряженности, и пока не совсем ясно, как и насколько премьер-министр Юкио Хатояма и его правящий блок во главе с демократической партией намерены их углублять. Специалисты утверждают, что нынешний год как нельзя лучше подходит для тщательного анализа оборонной политики, и что от этого зависят перспективы подлинного углубления существующего альянса на следующие 50 лет.
Считается, что Демократическая партия Японии, сменившая у власти долгое время правившую страной Либерально-демократическую партию, находится в лучшем положении для дальнейшего развития отношений с США при президенте Бараке Обаме, поскольку у него и у Хатоямы общие цели и общий политический курс, включая вопросы развития стран третьего мира, искоренения бедности, мер по ограничению глобального потепления, и борьбы против нераспространения ядерного оружия (так в тексте - прим. перев.).
Однако, как говорит профессор политологии Токийского университета Фумияки Кубо (Fumiaki Kubo), вместо того, чтобы воспользоваться этой возможностью, администрация Хатоямы загоняет себя в весьма невыгодное положение.
"Предполагается, что 50-я годовщина должна стать хорошей возможностью для углубления и расширения сотрудничества Японии и США, причем не только в сфере безопасности, но и в других областях, - заявляет Кубо, - однако японское правительство ведет с США никому не нужный спор, выступая с заявлениями, вызывающими недоверие и создающими впечатление, будто Япония больше ценит Китай. Тем самым оно ставит Японию в невыгодное положение".
С момента прихода к власти Хатояма призывает к налаживанию "тесных и равноправных" взаимоотношений Японии и США. Во время своей первой пресс-конференции в новом году он сказал, что хочет воспользоваться 50-й годовщиной для дальнейшего наращивания взаимного доверия в отношениях с США путем честного и открытого обмена мнениями.
"Нехорошо обходить трудные темы и просто делать то, что говорит другая сторона. Вместо этого у нас должна быть возможность откровенно говорить о том, что мы считаем нужным, - заявил Хатояма, - благодаря такому подходу мы сможем укрепить взаимное доверие между нами".
По словам Кубо, Хатояма говорил о сокращении бюджета "омоияри". Это расходы Японии на обеспечение находящихся в стране американских войск. Кроме того, он хочет пересмотреть Соглашение о статусе сил, которым определяется присутствие и деятельность американских военных в Японии. Соединенные Штаты не желают обсуждать ни ту, ни другую тему.
"В реальном выражении более равноправный альянс означает, что Япония должна увеличить свой военный бюджет, оказать помощь США и договориться о коллективной самообороне, - говорит Кубо, - определение "равноправное партнерство" Хатоямы не соответствует определению США … По мнению Хатоямы, Япония должна стать более независимой (от США), а при определенных обстоятельствах иметь возможность для сокращения военного сотрудничества".
Альянс Японии и США в сфере безопасности уникален в том, что две страны несут в его рамках разные обязательства.
Согласно статье 5 договора, обе страны обязаны совместно защищать Японию, признавая вооруженное нападение на нее в качестве общей угрозы для мира и безопасности двух государств. Но роль и обязанности Японии в случае возникновения угрозы для США никак не определены, а по нынешним положениям конституции Япония не обязана защищать Америку.
Поэтому в статье 6 этого пакта записано, что Соединенные Штаты могут использовать на японской территории те объекты и районы, которые они считают необходимыми "для обеспечения безопасности Японии, сохранения мира во всем мире и безопасности на Дальнем Востоке".
"Такие компромиссные взаимоотношения, может, и не симметричны, однако это двусторонние отношения, - отмечает Кубо, - но (в связи с террористической угрозой после 11 сентября) сейчас высока вероятность, что США выскажут глубокое недовольство в связи с тем, что Япония, будучи американским партнером по альянсу, не помогает Соединенным Штатам напрямую".
Асимметрия во взаимоотношениях не раз являлась причиной трений, заявил на прошлой неделе во время организованной агентством Kyodo News дискуссии парламентский заместитель министра обороны Японии Акихиса Нагасима (Akihisa Nagashima).
"После создания японо-американского альянса взаимоотношения двух стран вновь и вновь оказывались в критическом состоянии из-за асимметрии в обязательствах по основополагающей структуре договора, - сказал Нагасима, - чтобы сделать японо-американский альянс жизнеспособным на предстоящие 30-50 лет, нам надо его уравновесить".
Отношения между двумя странами особенно обострились из-за спора о переносе американской авиабазы морской пехоты Футэнма. В 2006 году Либерально-демократическая партия пообещала перевести авиацию с этой базы на базу Кэмп Шваб, расположенную в Наго, на севере острова Окинава. Однако администрация Хатоямы намерена полностью убрать взлетно-посадочную полосу из этой префектуры.
Критики, в том числе, профессор Университета Такусоку по вопросам безопасности Такаси Каваками (Takashi Kawakami), говорят о том, что хотя Футэмма это только часть общей картины, судьба данной базы может оказать большое влияние на будущее двусторонних отношений.
Каваками отмечает, что ситуация крайне серьезна, особенно в связи с тем, что в прошлом году Токио и Вашингтон подписали Гуамский договор, в соответствии с которым база Футэмма должна быть передислоцирована в Кэмп Шваб.
"Мы доходим до такого момента, когда Япония заявляет, что не может выполнять свою (часть соглашения), - говорит Каваками, - нарушение этого договора столь же серьезно, как и выход Японии из Лиги Наций (в 30-е годы). Футэмма это та проблема, решать которую Япония должна с чувством национального достоинства".
Встречаясь на прошлой неделе на Гавайях, министр иностранных дел Кацуя Окада (Katsuya Okada) и госсекретарь Хиллари Клинтон постарались придать позитивный импульс двусторонним отношениям.
Они официально договорились о проведении переговоров по дальнейшему углублению альянса на уровне министров иностранных дел и обороны. Переговоры будут посвящены не только теме безопасности, но и широкому кругу других вопросов, включая экономику и охрану окружающей среды.
"Прошедшие десятилетия принесли с собой новые вызовы и новые возможности, но на протяжении всех этих лет альянс между Соединенными Штатами и Японией являлся незыблемой основой мира и процветания в регионе, - заявила Клинтон на Гавайях, - поэтому сегодня мы знаем, что это партнерство не просто нерушимо, оно поистине незаменимо".
Действительно, мир после 1945 года стал свидетелем коренных перемен.
С началом Корейской войны в 1950 году и "холодной войны" против Советского Союза Япония стала крайне важна для США в стратегическом плане.
В 1951 году она подписала первоначальное соглашение, давшее американским войскам возможность дислоцироваться на ее территории. В 1960 году договор пересмотрели в сторону укрепления двусторонних военных связей.
"До окончания "холодной войны" этот (договор) защищал Японию от коммунизма … а Япония была оплотом США в борьбе против коммунистической угрозы, - говорит Каваками, - но после "холодной войны" прочность японско-американского альянса стала зависеть от того, насколько интенсивно США могут использовать свои базы в мирное время, и насколько активно Япония может взаимодействовать с США в чрезвычайных ситуациях".
Окончание "холодной войны" не означало, что договор безопасности больше не нужен. Это доказывает ракетно-ядерная угроза со стороны Северной Кореи, а также растущая военная мощь Китая, который 21-й год подряд увеличивает расходы на оборону в объемах, измеряемых двузначными цифрами.
Каваками подчеркивает, что сегодня, когда договору безопасности исполняется 50 лет, ключевым моментом для будущего двусторонних отношений станут результаты анализа этого альянса со стороны Японии и США.
Этот год является "самым важным поворотным моментом после Второй мировой войны, и я думаю, что если Япония не сумеет правильно переопределить характер своего союза с Соединенными Штатами, двусторонние связи могут начать утрачивать свою значимость", говорит Каваками. "С момента заключения этого договора многое изменилось, и Японии необходимо приспособиться к этим переменам. Она должна решить, как ей быть дальше: продолжать сотрудничество с США, действовать самостоятельно или объединить усилия с какой-то другой страной".
Япония снискала расположение США в 2003 году, когда премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi) направил подразделения сил самообороны в Ирак в знак поддержки усилий войск коалиции во главе с США.
Кубо из Токийского университета отмечает, что в интересах подлинного укрепления и развития альянса в конечном итоге придется решать вопрос о том, готова ли Япония взять на себя обязательства по коллективной самообороне, а следовательно, дать новое толкование соответствующим положениям конституции.
Положительная дискуссия по вопросу коллективной самообороны "углубит и упрочит альянс Японии и США, и Соединенные Штаты будут всячески приветствовать такое развитие событий, - сказал Кубо, - да, объем японских обязательств увеличится, но преимущество будет заключаться в том, что коллективная самооборона приведет к углублению доверия между Японией и США".