Что может быть горше разочарования в своих надеждах?! Когда казавшиеся такими близкими мечты тают в дымке, бьет еще сильнее, чем если света в конце тоннеля и не было бы вовсе. В то же время беспросветность делает человека жестче, душит чувства. А надежда, появляющаяся в атмосфере опустошенности, за долю секунды способна разрушить последовательно выстраиваемые защитные стены распахнуть душу. Она же делает человека более ранимым: разочарование, которое приносят несбывшиеся мечты, разрывает на части этот хрупкий материал. Он навсегда теряет свою чистоту и становится очень грубым.
За последние два десятилетия народы Центральной и Восточной Европы смогли почувствовать это на своей шкуре. После отупляющей коммунистической диктатуры «перестройка» растопила сердца, наполнила души надеждой. Глаза заблестели. Люди сохранили это головокружительное ощущение свободы как незабываемое впечатление. Но разочарование не заставило себя ждать. Сложности, возвышающиеся перед нами как горы, бремя будней медленно, но уверенно стали омрачать прекрасные дни. Действительность отрезвляла, и становилось ясно, что угрожающий шум улицы был обязательным условием перемен, роль которых оказалась менее значительной, чем думала толпа, протестующая против системы. Хотя тех, кто вообще чувствовал что-то, было не много: нельзя забывать, что большинство в Венгрии пассивно проживало исторические времена. С одной стороны, активными участниками «перестройки» были направляемые с Востока рядовые солдаты большой геополитической игры, с другой стороны, позже оказалось, что власть сохранили оруженосцы сверженного режима. Комсомольцы, партийные секретари, директора заводов, обличающие империализм капиталисты, борцы за приватизацию стали получать самый крупный куш, превратились в приверженцев свободной конкуренции, бывалых менеджеров, защитников демократических свобод. Ощущение разочарования, обмана стали ложкой дёгтя в бочке меда свободы. Многие забыли, что даже низкий уровень демократии лучше диктатуры.
Наблюдая за ситуацией на Украине из Центральной Европы, разочарованность и летаргия украинцев не кажется удивительной. Наш восточный сосед переживает это в течение пяти лет. Каково это, когда власть отступает перед народом с улицы?! Даже в том случае, если новая система отнюдь не завидна и показывает несостоятельность жалоб центральноевропейцев. Свободы, без сомнения, стало больше, политическая система стала более демократичной. Демонстранты, размахивающие оранжевыми флагами на Майдане, помогают ни больше ни меньше как смене власти, которая к тому же является частью геополитической игры, более неприкрытой и циничной, чем события в Центральной Европе полтора десятилетия назад. Американские советники, играющие в грубые игры и наблюдающие в первую очередь за Россией, а не за Украиной, сделали из толпы, протестующей в центре Киева (отчасти по собственной инициативе, отчасти за деньги), революционеров. А мировая пресса с воодушевлением восприняла смену режима под руководством Виктора Ющенко. Украинцев обманула своя же старая-новая элита и идеализированный Запад. Спустя пять лет революция на Майдане кажется театральным представлением, в котором статисты по праву были не удовлетворены коррумпированным режимом Леонида Кучмы. Отравление Ющенко представляется эффектной сценой, а результаты третьего этапа выборов – happy end-ом, за которым угадывается чья-то сильная рука. В то же время занавес опустился, софиты погасли, выяснилось, что актеры – всего лишь любители и вряд ли достойны чего-то большего, чем быть разогнанными. Есть доля трагизма в том, что сейчас взять реванш может «бесцветный» (что признают даже его сторонники) Виктор Янукович, которого оранжевый табор провозгласил своим врагом. Время его правления в должности премьер-министра в 2006 году сегодня представляется в лучшем свете после «грызни» и правления «героев» Майдана. В то же время вместо решения настоящих проблем оторвавшийся от реальности и погрузившийся в символическую политизацию Ющенко не замечает, что выставляет себя шутом.
Пережить все это так, чтобы душа не загрубела, сложно. Но многим непросто снова прямо взглянуть на геополитические реальности. Запад по горло сыт саморазрушающей деятельностью украинской элиты, и нестабильная, провалившаяся в глубокий кризис страна (нравится это или нет) сегодня может надеяться на консолидацию с Россией. Европа всегда сдержанно относилась к изменениям на Востоке, а главный спонсор «оранжевой революции» США сейчас обременен другими проблемами. Имеющий интерес на Ближнем Востоке Вашингтон старается нормализовать отношения с Россией. Сегодня украинцы, которых использовали как пушечное мясо, уже не нужны. Эта отрезвляющая пощечина даст понять восточному соседу, что он может рассчитывать только на самого себя. Иностранная помощь обычно дорого обходится, к тому же в нужный момент крупных стран и след простыл. Сейчас на Украине настало время, когда идеологическими лозунгами нельзя получить дешевую выгоду, да и за громкие антироссийские высказывания награды не будет.
Одним из самых позитивных последствий событий пятилетней давности стало то, что Майдан нанес Украину на геополитическую карту. Мир с симпатией наблюдал за усилиями терзающейся между Западом и Востоком страны. Выделенная геополитическая роль повысила вес Киева. Зашевелился капитал. Помимо всего прочего страна получила возможность провести в 2012 году Чемпионат Европы по футболу.
Сегодня выборы проходят в тишине и обстановке безразличия. Не в последнюю очередь из-за того, что, видя, как складываются события, бывшие главные соратники Киева сами разочаровались. Разочаровались в своих любимцах и в самой Украине. Не придумав ничего лучше, они утешают себя тем, что Россия сделала все, чтобы дискредитировать оранжевый лагерь. Этого делать не надо было, поскольку украинская элита сделала все сама.
Достойная лучшей судьбы Украина упустила исторический шанс, за что может винить, прежде всего, саму себя. У нее не было достаточно сил и веры, чтобы воспользоваться плывущей в руки возможностью. Да, за эти пять лет Украина большими шагами отошла от советской эпохи, в значительной степени изменились общественные ценности, но страна все также очень походит на саму себя пятилетней давности. Со сменой власти не произошло изменения олигархического политического устройства. Демократия стала крепче, улучшилась ситуация со свободой прессы и высказываний, но уровень коррупции остается по-прежнему пугающим, к тому же, политическая элита не использует, а злоупотребляет плюрализмом. В результате борьбы за власть политическая неуверенность растет, не говоря уже о том, что страна стоит на краю экономического краха.
Завершилась эпоха. Пять лет назад идеалистическое романтическое будущее, предложенное оранжевой оппозицией, было альтернативой настоящему отверженного, обрушенного под ударом кризиса режима Леонида Кучмы. Сегодня после завершения цикла, прожитого в тупике, кандидаты предлагают сильно идеализированную альтернативу. Взгляд собирающихся на Майдане уже потух, глаза не горят. Прошедшие пять лет уничтожили в них блеск надежды.