По экономическому развитию Россия опережает прочие страны БРИК. Сейчас у России самый высокий среди них ВВП на душу населения - в 2008 году он составлял 12 000 долларов США в текущих ценах, что в четыре раза превышает показатель Китая. Как прогнозирует Goldman Sachs, к 2050 году Россия будет единственной страной БРИК, которая достигнет европейского уровня доходов на душу населения.
Эта разница в уровне доходов влияет и на социальные показатели. По большинству из них Россия ненамного обгоняет Бразилию, зато находится заметно впереди Китая и Индии. Сильнее всего впечатляет то, что в университеты поступают более двух третей россиян соответствующего возраста, но лишь одна пятая китайцев. В области образования Россия соответствует уровню Запада.
Как ни странно, тормозит Россию ее внешнеполитическая мощь. Она держится на ядерном оружии, что заставляет страну постоянно вести запутанные переговоры с Америкой о контроле над вооружениями. Кремль уделяет этим двусторонним отношениям много внимания, хотя на США завязаны лишь 4 процента российской внешней торговли.
Не в последнюю очередь именно из-за чрезмерной увлеченности ядерным оружием и тоски по статусу сверхдержавы, Кремль так и не вступил во Всемирную торговую организацию. В результате Россия осталась единственной из стран «Большой двадцатки», которая не участвуют в глобальных торговых переговорах и не имеет защиты перед лицом антидемпинговых мер, применяющихся против стали и химикатов, которые она экспортирует. Подобную расточительную внешнюю политику ни одна из остальных стран БРИК вести бы не стала.
Настоящим шоком стали экономические показатели России за 2009 год, за который ее ВВП сократился на 8-9 процентов – намного больше, чем у любой из прочих стран «Большой двадцатки». Кремль это удивило: валютные резервы России были третьими в мире по величине, и это давало ее властям повод думать, что финансовый кризис страну не заденет.
Главной причиной резкого спада в российской экономике стало то, что правительство потратило массу ресурсов на спасение банковской системы и крупных государственных корпораций. Между тем, в Китае и Индии экономический рост продолжался прежними темпами, а в Бразилии, по крайней мере, не наступило никакого спада.
Выносить суждения о причинах российского спада пока рано. Многие возлагают вину за него на зависимость от периодически падающих цен на нефть и газ. Некоторые, напротив, считают, что российская экономика настолько развита, что ей пора снижать темпы роста.
Я бы в первую очередь обратил внимание на слабую экономическую политику. Правительство безостановочно вливает деньги в обширные государственные конгломераты, которые остаются неэффективными по причине плохого управления.
Фактически, у России сейчас мало общих интересов с остальными странами БРИК, причем с Китаем их у нее вообще практически нет. Все страны БРИК критически относятся к доллару как к резервной валюте, однако Россия уже теперь половину своих резервов держит в евро.
Копенгагенская конференция по изменению климата продемонстрировала, насколько национальные интересы России заставляют ее дистанцироваться от прочих стран БРИК. В Копенгагене БРИК превратился в ЮБИК– Южная Африка, Бразилия Индия и Китай требовали увеличения квот на выбросы. Русские же приняли сторону европейцев и без лишнего шума поддержали Киотский протокол, позволяющий России зарабатывать на продаже квот, так как российские выбросы, благодаря большей эффективности капитализма, никогда больше не вернутся на советский уровень.
Как показала Копенгагенская конференция, естественное место России со зрелыми западными экономиками, а не с агрессивными и сравнительно бедными развивающимися странами.
Андерс Аслунд - старший научный сотрудник Института международной экономики им. Петерсона (Peterson Institute for International Economics), автор книги «Капиталистическая революция в России» («Russia’s Capitalist Revolution»).