Если война многомерна, то и её анализ должен проводиться по сопоставимым параметрам, чтобы не скатиться к упрощениям и не впасть в преувеличения.
Многомерная война между США и Китаем не решается в открытую объявить о себе в атмосфере протокольных улыбок, рукопожатий и прочих изъявлений формальной вежливости и неформальных пинков ногами под столом.
В геостратегическом плане США имеют огромное преимущество, поскольку их единственным потенциальным противником является Россия. Именно их противостояние определит, кто действительно обладает военным превосходством, прежде всего в ядерном, космическом и электронном аспектах.
Вследствие своей пока ещё относительной слабости в военном отношении, Китай скорее готовится к «асимметричной войне» (войне четвёртого поколения, по определению теоретика Майкла Линда (Michael Lind)) и добилась существенных успехов в области электроники и использования спутников в военных целях (Илья Крамник, «РИА-Новости» 15/1/10).
Американский аналитический центр "Стрэтфор (Stratfor) каждую неделю с наслаждением говорит о превосходстве военно-морских сил США, той области, где Китай (и даже Россия) сильно отстают. Но при этом англо-американские СМИ не устают изливать потоки дезинформации, причитая по поводу ими же придуманных угроз. Волки в овечьей шкуре воют по поводу несуществующей опасности, якобы исходящей от других, чтобы добиться своих грязных целей. Недавно на подлой лжи в отношении Ирана попался лондонский журнал The Times.
Следуя примеру Великобритании, в течение трёх столетий господствовавшей на морских просторах [формально – благодаря своему мощному флоту, а неформально – благодаря своим непревзойденным пиратам], США господствуют практически на всём мировом океане и контролируют его главные проливы: Гибралтар, Суэцкий, Ормузский, Малаккский и Панамский.
Несмотря на то, что США последовательно проиграли все свои пять недавних войн в прямой или косвенной форме (через подставных стран типа Израиля и Грузии) и наверняка потерпят поражение на новом йеменском фронте, возможно Вашингтон (вместе со своими союзниками Великобританией и Израилем) преследует цель не собственно «одержать победу», а старается максимально продлить пожар на ближайшей исламской периферии Китая: в Средней Азии, Кашмире, Афганистане и Пакистане с целью создать нестабильность в его «мягком подбрюшье» - Синцзян-Уйгурском автономном районе. Там компактно проживает мусульманское население и эти земли безумно богаты полезными ископаемыми. Чего уж говорить о буддистском Тибете! (здесь огромную роль играет Голливуд, самый настоящий центр воинственной пропаганды Пентагона и финансового сионизма).
Соединённые Штаты. Буш младший и Обама.
Президенты приходят и уходят, но незыблемой остаётся власть военно-промышленного комплекса и финансовой империи Уолл-Стрита. Сегодня Вашингтон окончательно сбросил маску и вместе с финансовой глобализацией осуществляет интенсивные военные приготовления в масштабах земного шара: к уже имеющимся 865 военным базам в 40 странах (см. Bajo la Lupa: 9/8/09) он добавил ещё семь новых в Колумбии, чтобы ослабить позиции группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) в Венесуэле. К этому следует добавить его военное вмешательство в Афганистане и Пакистане, а также открытие нового фронта в Йемене. Всё это в совокупности говорит о намерении окружить в итоге Китай, который с военной точки зрения занимает оборонительную позицию.
Хотя относительная мощь США сосредоточена в военной области (несмотря на их неудачи с «асимметричной войной»), эта страна поразительным образом потерпела два серьёзнейших поражения на двух фронтах: геоэнергетическом (где тон задаёт Россия) и геоэкономическом (где Китай потеснил всех в развалившейся «большой семёрке»). Ещё не установился новый геофинансовый мировой порядок (несмотря на значительные валютные запасы Китая, не говоря уже о «китайской этнической цепочке» Гонконг-Макао-Тайвань-Сингапур), а там уже идёт бескомпромиссная борьба между обесценившимся долларом и сверкающим юанем/ренминби. Как нам представляется, в этой схватке не выиграет ни одна из валют, скорее укрепятся позиции золота и серебра.
Огромная уязвимость приказавшей долго жить «большой семёрки» (за исключением Канады), в первую очередь Соединённых Штатов, уходит своими корнями в геоэнергетический сегмент углеводородов. От них в рамках БРИК зависят и Индия с Китаем, чего не скажешь о России и Бразилии.
Проявления геоэнергетической войны, имеющей отчётливую региональную геополитическую направленность, более заметны в различных частях планеты, где США чинит препятствия поставкам углеводородов в Китай по основным транспортным коридорам (о чём свидетельствует открытие нового йеменского фронта одновременно с действиями в Сомали и в районе Африканского Рога). Китай же пытается компенсировать это в других местах, начиная с Дальнего Востока России и Средней Азии (см. Bajo la Lupa: 10/1/10) и заканчивая Ираном, Африкой, Венесуэлой и Бразилией.
Европейский оборонный центр заявил 15 января, что государственный секретарь США Хилари Клинтон, сделав остановку на Гавайях в ходе своего азиатского турне, выступила с достаточно жёсткими заявлениями в адрес Китая, сказав, что «разрозненные данные значительно усиливают напряжённость в отношениях между США и Китаем (поставки вооружений Тайваню, скорая встреча Обамы с Далай-ламой, испытания китайской ракеты-перехватчика, ограничительные меры на ряд товаров, экспортируемых Китаем в США, и т.д.)».
Клинтон считает, что «атмосфера отношений Соединённых Штатов с Китаем полностью изменилась» и после китайского отказа создать «большую двойку» двусторонние отношения «движутся в сторону откровенного противостояния».
Как подчёркивает в своём блестящем анализе Джон Чан (John Chan, wsws.org: 15/1/10), «в соответствии с планами 2006 года (читай: при Дж.Буше младшем), США направят в район Тихого Океана шесть из своих одиннадцати авианосцев и 60% своих подводных лодок. Это означает пересмотр их прежней стратегии, которая отдавала приоритет Атлантическому Океану».
Как нам представляется, во многомерной войне, которую ведут между собой США и Китай, американцы главным образом сосредотачиваются на двух фронтах: военном и продовольственном (более «изощрённом»), где имеют большое преимущество; китайцы же переходят в мощное контрнаступление в геоэкономической и геофинансовой областях.
А вот в геоэнергетической области главенствующие позиции занимают Россия, ОПЕК, Канада и Бразилия (Мексика, где у власти находятся неолибералы, к большому сожалению сдала позиции)
С нашей точки зрения, совместное решение проблем на вышеупомянутых фронтах (геостратегическом, продовольственном, геоэнергетическом, геоэкономическом и геофинансовом) определит глобальное превосходство, которое уже не будет однополярным (читай: американским), и чётко выраженным многополярным (гибрид скончавшейся «большой семёрки» с восходящим БРИКом). Укрепит своё положение прежде всего тот, кто лучше всего разыграет карту многополярности (и кого поддержит Россия).