19 января исполнилось ровно год с момента убийства в Москве правозащитника, адвоката Станислава Маркелова и журналистки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой. «Комитет 19 января» организовал в Москве манифестацию, чтобы почтить память убитых и напомнить, что убийцы их так и не были найдены. Комитет обратился с просьбой к международным организациям – провести аналогичные акции повсюду в мире, где ситуация с правами человека в России небезразлична.
В Париже, на призыв «Комитета 19 января» откликнулись такие организации как FIDH (Международная Федерация прав человека), Amnesty International (Международная амнистия) и многие другие. Манифестацию в центре французской столицы у фонтана Невинных мучеников организовала профсоюзная организация Convoi Syndical. В эту неправительственную организацию входят участники крупных французских профсоюзов, которые выделяют средства в помощь людям, пострадавшим в результате военных конфликтов. Таким образом, Convoi Syndical не раз оказывал помощь жителям Чечни. Эрик Арагон, член организации Convoi Syndical:
"Прежде всего, мы хотим отметить, что не желаем распространять негативное мнение о России и русских. У нас есть там друзья, и мы часто работаем с российскими организациями. Говоря проще, мы не хотим показать, что русские – плохие. Наша идея состоит в том, чтобы воспользоваться годом России во Франции, когда к России привлечено особое внимание, чтобы сказать, что ситуация с правами человека, которую мы видим в России, что то, что происходит в Чечне, и на Кавказе в целом, нас тревожит.
Нам кажется, что все эти проблемы не всегда поднимаются нашими политиками. Что бы там не говорили, но Россия для них остается, прежде всего, экономическим гигантом. Существуют экономические интересы, большой российский рынок. Поэтому наши политики не всегда готовы говорить о правах человека в России, так же как и в Китае. Мы, как простые, но неравнодушные граждане – мы считаем своим долгом сказать: экономический интерес это одно дело, а вопросы демократии, уважения прав человека это другое. И мы намерены их защищать.
Люди, которых в России убивают, мы их знаем, мы с ними работали. Для нас, французов, невозможно и представить, что их могут убить и не найти виновных, несмотря на общую картину увеличения насилия в России. Как бы там ни было, их демократическая деятельность не может быть наказана, не должна повлечь за собой убийство".
Призыв, выпущенный организацией Convoi Syndical подписали и левые политические партии Франции, которые направили на митинг своих представителй. Собравшиеся почтили минутой молчания память убитых Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой, а также тех, кто погиб в последнее время в России, борясь за права человека: это член «Мемориала» Наталия Эстемирова, сотрудница чеченской неправительственной организации «Спасем поколение» Зарема Садулаева и ее муж, лидер ингушской оппозиции Макшарип Аушев, антифашисты Ивавн Хуторской и Федор Филатов, и другие.
На митинге, плакаты с фотографиями убитых правозащитников держали молодые люди, приехавшие из России. Ольга Николаева, закончила факультет социологии МГУ в 2007 году, и сейчас живет в Париже:
"Как студентке социалистического факультета, мне в свое время было небезразлично качество образования. Мы, с другими студентами - не только нашего факультета, но и других ВУЗов - организовали инициативную группу. При организации этой группы, нам нужно было получить поддержку не только среди студентов, но и в том числе среди тех организаций, которые имеют вес перед лицом администрации факультета. И в этом плане нам очень помог Станислав Маркелов. Он помогал нам консультациями по юридическим вопросам, по сбору контактов. Мы неоднократно проводили встречи с ним в кафе, и он нам просто очень дружески помогал. (…)
И я надеюсь, что если есть еще такие люди в стране, если будут такие люди, то мы сможем чего-то добиваться. Не просто оставаться безмолвной массой, но выражать наши мысли, быть признанными, быть легитимными в нашем государстве".
- А как Вы узнали о сегодняшнем митинге?
Ольга Николаева: "Я вначале получила приглашение через Facebook, о том, что будет такая встреча в Москве. (…) Естественно, если бы я была сейчас в Москве, то я была бы там. Но недавно я узнала, что организуется подобная встреча в Париже. И раз я здесь, в Париже, то, конечно же, я здесь, у фонтана Невинных мучеников, что само по себе символично".
Собравшиеся сегодня в Париже говорили о том, что важно в год России во Франции не забывать об этих убийствах. Во Франции о них помнят, и присутствовавшие сегодня на митинге уверяли, что сделают все возможное, чтобы привлечь внимание общественности к ситуации с правами человека в России. Анн Нердрюм, представитель французского бюро Международной Амнистии:
"Мы здесь сегодня, чтобы показать, что Amnesty International борется за то, чтобы убийцы Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой были арестованы и наказаны, за то, чтобы процесс над убийцами был справедливым и беспристрастным.
Кроме того, Amnesty International проводит специальную программу, посвященную России, которая будет длиться год, параллельно с годом России во Франции. Нельзя забывать, что вопрос о правах человека не включен в официальную программу года России во Франции. Наша программа началась 13 января – это дата, когда в России отмечают Старый Новый год.
Наша программа включает 4 основные темы: защита свободы слова и, если так можно выразиться, защита правозащитников; протест против пыток, которые в России проводятся как в тюрьмах, так и в предварительном заключении; мы боремся против распространения в России преступлений на почве расизма. Часто происходит, что если преступники и найдены, то они осуждаются за хулиганство. И мы боремся за признание этих преступлений как расистских. Еще одна область нашей деятельности - это Северный Кавказ, где ширится конфликт: сейчас ситуация в Ингушетии почти хуже чем в Чечне.
Все это можно включить в общую проблему безнаказанности, безнаказанности за перечисленные выше преступления, и отсутствие правосудия в России".
Представительница организации Международная Федерация прав человека рассказала, что парижская акция проходит одновременно с аналогичным митингом в Москве. Однако, в Москве все прошло не так мирно: