По мнению аналитиков, ожидаемый при новом президенте поворот Украины в сторону России приведет к тому, что прозападно настроенная Грузия окажется в полном одиночестве в своем противостоянии Москве среди государств бывшего Советского Союза. В результате бесславного отстранения от должности лидера Оранжевой революции Виктора Ющенко Грузия, после почти пяти лет совместных с Украиной усилий по трансформации постсоветского политического ландшафта, потеряла своего основного союзника. Аналитики полагают, что надежды на то, что обе страны удержатся на положении форпоста усилий Запада по уменьшению влияния России в пределах ее бывшей империи, потерпели крах, и Грузия выглядит все более изолированной.
«Украина и Грузия играли одну и ту же роль в распространении западного влияния в пределах бывшего Советского Союза, а теперь эта ситуация меняется», - полагает Анна Йеленкович (Ana Jelenkovic), региональный эксперт лондонской консалтинговой компании по политическим рискам Eurasia Group.
По ее мнению, «Грузия, вероятно, останется теперь в одиночестве в своем противостоянии Москве». Воскресные выборы на Украине завершились разгромом Ющенко, и фаворитом в последнем туре выборов в следующем месяце становится промосковский кандидат Виктор Янукович, вместе с премьер-министром Юлией Тимошенко, другим ветераном Оранжевой революции, которая внесла прагматический оттенок в свои связи с Кремлем. Ющенко был главным союзником и близким другом президента Грузии Михаила Саакашвили, пришедшего к власти в результате Революции роз 2003 года, еще одного мирного прозападного мятежа.
При Ющенко, кстати, крестного отца одного из сыновей Саакашвили, Украина стала одним из самых сильных сторонников Грузии в ее короткой войне 2008 года с Россией за отделившийся регион, Южную Осетию. В своих комментариях на другой день после голосования Саакашвили настойчиво утверждал, что связи с Украиной останутся прочными, несмотря на уход Ющенко. «Абсолютное большинство украинцев и украинских политиков – друзья Грузии, независимо от того, к лагерю какого кандидата в президенты они относятся, – заявил Саакашвили в телерепортаже на канале Рустави-2. - Что бы ни случилось во время второго тура этих выборов, я уверен, это отношение не поменяется».
Однако аналитики полагают, сохранение столь же тесных связей никоим образом невозможно, особенно если победителем окажется Янукович.
«Позиция Януковича по отношению к Грузии крайне враждебна, что четко проявилось во время войны», - заявил Сванте Корнелл (Svante Cornell), научный директор расположенного в Стокгольме института Центральной Азии и Кавказа. Потеря Украины в качестве союзника может нанести серьезный удар усилиям Грузии наладить более тесные связи с Западом и присоединиться к военному союзу НАТО, полагают аналитики. Как тандем, Грузия и Украина выглядели значительно более привлекательно в глазах западного капитала, чем Грузия сама по себе, полагает Лоренс Шитс (Lawrence Sheets), директор кавказской программы из организации International Crisis Group.
«При Ющенко, несомненно, существовала своего рода украинско-грузинская ось, - утверждает он. - Психологически для Грузии совсем не безразлично было иметь в качестве партнера по борьбе с Москвой эту очень большую и обладающую влиянием страну». Отношения между странами могут дойти до конфронтации, если Янукович станет президентом и выполнит свое обещание признать мятежные области Грузии независимыми государствами. После войны Москва признала независимость Южной Осетии, а также другого мятежного региона, Абхазии, – шаг, которому на сегодня последовали только Никарагуа, Венесуэла и тихоокеанское островное государство Науру.
Вскоре после войны Янукович в одном из своих выступлений заявил, что «Украина должна будет принять волю народов Южной Осетии и Абхазии и признать их независимость». Как считает Йеленкович, новый президент может использовать признание независимости этих областей как короткий путь к цементированию связей с Москвой.
«Возможно, этот символический жест в сторону России станет способом ознаменовать начало нового президентского правления, когда Янукович придет к власти», - отметила Ана Йеленкович. По мнению Шитс, это стало бы «большим психологическим и дипломатическим ударом для Тбилиси и предельно ясно показало бы, что «Грузия – последний оплот» стойкой оппозиции Кремлю среди своих соседей.