После Африки и Латинской Америки Китай обращает взгляд на периферию Европы. Эпоха сфер европейского и российского влияния на Украине, кажется, осталась в прошлом. Но будет ли лечебных китайских займов достаточно, чтобы "больной" пошел на поправку?
Украина действительно выглядит "больной". В буквальном смысле, это наиболее пострадавшая от эпидемии гриппа А страна – число жертв превысило 300 человек. Экономическое здоровье Украины тоже оставляет желать лучшего. Речь идет о самом настоящем обрушении экономики: ВВП страны упал на 18% в результате снижения промышленной активности и сокращения экспорта стали, а также шаткого положения финансового сектора.
Именно в такой безрадостной обстановке Украине приходится выбирать нового президента. Если предыдущие выборы в 2004 года отличались национальным подъемом под знаменем "оранжевой революции", то сейчас среди граждан господствуют гораздо более мрачные настроения. Задачей нового президента будет подъем экономики и поиск средств, необходимых, чтобы страна не скатилась в яму кризиса еще глубже.
Громкие пророссийские, проевропейские и пронатовские заявления, которые долгое время составляли основу политической жизни на Украине, сегодня уже далеко не так актуальны. Российские власти четко дают понять, что они готовы работать с новой украинской администрацией вне зависимости от того, кому достанется победа, Юлии Тимошенко или Виктору Януковичу.
Экономические отношения двух стран претерпели серьезные изменения после того, как Украина, которая раньше долгое время пользовалась российскими энергетическими субсидиями, была вынуждена перейти на более предсказуемые рыночные отношения. Что же касается Евросоюза, его присутствие в стране лишь расширилось: реализация политики "восточного партнерства" свидетельствует о внимании, уделяемом странам региона. Проекты соглашений о создании зоны свободной торговли и снятии барьеров для свободного перемещения людей внутри европейского пространства составляют два важнейших инструмента модернизации страны, призванные приблизить ее к европейским стандартам. Движение в ЕС по-прежнему остается одной из основных задач украинской политической элиты несмотря на то, что ее мечты о быстром вступлении оказались несбыточными.
Тем не менее, европейские страны сейчас просто не в состоянии предоставить существенной помощи Киеву с учетом того, что финансовая поддержка, оказанная даже пострадавшим от кризиса членам ЕС – Латвии и Литве – была на деле минимальной.
Украина согнулась под сильнейшим экономическим и социальным кризисом, а ее традиционные партнеры сегодня просто не в состоянии удовлетворить ее финансовые нужды.
В ближайшем будущем новым фактором в местной геополитической игре может стать появление Китая. Об этом свидетельствует встреча китайского вице-премьера Чжан Дэцзяна (Zhang Dejiang) с Юлией Тимошенко в октябре прошлого года в Киеве, а также незамедлительно предложенная Пекином помощь в борьбе против гриппа.
В течение последнего десятилетия в мире отмечали рост влияния Китая в Африке и Латинской Америке, а сегодня Пекин обратил взгляд на периферию Европы – благоприятный регион для его политики экспансии.
Яркий пример – случай зажатой между Украиной и Румынией Молдовы. Спустя некоторое время после неспокойных парламентских выборов апреля 2009 года Китай предложил молдавским властям кредит на 1 миллиард долларов сроком на 15 лет с благоприятнейшей ставкой в 3% с целью развития инвестиционных проектов в рамках китайской госкорпорации Covec. С учетом падения объемов молдавской экономики (в 2008 году ВВП страны составил всего 6 миллиардов долларов) и существенно менее выгодных контрпредложений МВФ, США, России и ЕС, становится понятно, насколько важным геополитическим фактором является в действительности приход Китая в данный регион.
Речь здесь идет не о добыче полезных ископаемых как в Африке и Латинской Америке, а об экспорте навыков и технологий по более низким ценам. Главными партнерами Китая являются сегодня Молдавия и Сербия, но и другие страны не скрывают своего интереса к такому сотрудничеству.
Учитывая, что ни Россия, ни США, ни ЕС не в состоянии удовлетворить гигантские финансовые потребности Украины, будет вполне разумным предположить, что новый президент страны подпишет в скором времени с Китаем соглашение о предоставлении кредита. Торговые отношения двух стран уже продемонстрировали рекордный рост в 2008 году, и эта тенденция лишь усилится в будущем. Уже несколько лет к ряду на Украину приезжают тысячи китайских студентов. Кроме того, если ЕС выделяет, в общем-то, небольшие деньги при условии выполнения целого ряда обязательств, то Китай готов дать много больше и просит при этом лишь не признавать независимость Тайваня. Его по большому счету не волнуют, ни права человека, ни экологические и социальные нормы, ни "правильное" госуправление.
В этой связи стоит задуматься о перспективах расширения китайского присутствия на Украине, которое повлечет за собой немало экономических и политических последствий. В действительности такое положение дел может привести к ситуации, когда экономические "кланы" будут определять политический курс страны с полным пренебрежением мнением граждан. Приток не ограниченного какими-либо условиями капитала лишь развращает экономические элиты, у которых остается все меньше причин идти на потенциально вредные для бизнеса реформы. В то же время с учетом слабости инфраструктуры (транспорт, оборудование и т.д.) соседних стран, финансирование проектов на Украине не выглядит чем-то странным и может на самом деле принести весомые результаты. При этом итоги присутствия Китая в Африке выглядят довольно противоречивыми: диверсификация партнеров и широкий доступ к финансовым ресурсам уравновешиваются социальными и экологическими рисками, а также вызванной экспортом китайской рабочей силы напряженностью. В случае Украины ЕС, конечно, нельзя обвинить в неоколониализме, но распространение достижений союзной системы вполне может натолкнуться на препятствия, создаваемые китайской политикой.
Эпоха сфер влияния (России, США или ЕС), кажется, осталась в прошлом, но это отнюдь не означает конца самой политики влияния, а всего-навсего свидетельствует об изменениях правил игры в связи с увеличением числа участников. В скором времени мы увидим, сможет ли "китайское лекарство", составленное из выгодных кредитов и амбициозной инфраструктурной политики, доказать свою эффективность в непосредственной близости от ЕС, и каковы будут "побочные эффекты".
Флоран Пармантье, Центр европейских политических исследований, Париж