На скамье подсудимых - за свою точку зрения. Главный редактор восточно-украинской газеты “Родное Приазовье” Сергей Шведко будет защищать свою репутацию в суде. Его статья вызвала ярость местного бюро президентской партии “Наша Украина”. В материале Шведко открыто подверг сомнению позицию сегодняшней власти в Киеве – лидеры полагают, что Голодомор 30-х годов был геноцидом украинского народа.
СЕРГЕЙ ШВЕДКО, главный редактор газеты “Родное Приазовье”: Я полностью согласен с тем, что голод затронул многие части Cоветского Cоюза, и что причиной его была преступная халатность властей страны. Я не согласен с тем, что он коснулся лишь украинцев. Я основываюсь на международном праве и исторических фактах.
Месяц назад мы рассказывали вам о политологе Викторе Пироженко, который подвергся критике властей по той же самой причине. Украинская служба безопасности – СБУ – объявила, что его статьи представляют угрозу национальной безопасности, и направила его работы на экспертизу.
ВИКТОР ПИРОЖЕНКО, политолог: Естественно, в этих статьях не было призывов к сепаратизму, терроризму или поддержке каких-либо деструктивных групп. Это была лишь компиляция фактов. Я совершенно не понимаю, в чем моя вина.
Это случилось более 70 лет назад, однако вот уже несколько лет современная Украина содрогается от постоянных интенсивных дебатов на тему трагического голода 30-х. Киев настаивает на том, что количество жертв превысило 10 миллионов людей, и что это была попытка уничтожить весь украинский народ.
Большинство историков оспаривают эту точку зрения, ссылаясь на факты: многие другие регионы Советского Союза также пострадали.
Казахстан тогда лишился почти трети своего населения, Поволжье также понесло большие потери.
Однако только на Украине вопрос голода за последние пять лет стал чем-то вроде кампании.
Действующий украинский президент Виктор Ющенко приложил все усилия для того, чтобы Голодомор был признан геноцидом в отношении украинцев. Он инициировал принятие закона, который предусматривает уголовное наказание за отрицание того, что события представляли собой преступление против человечности. А также потратил миллионы американских долларов на памятники по всей стране.
Шведко пока не знает, что его ожидает в зале заседаний. Пироженко говорит, что власти пока отказались от его дела. Однако они оба горят желанием узнать, какую позицию по историческим вопросам примет будущий президент страны – когда заступит на свой пост через три недели.