«Если Турция замедлит ратификацию протоколов, Армения обязательно использует все шансы, которые исходят из международного права. Также заявляю, что я поручил соответствующим государственным органам подготовить дополнения в нашем законодательстве, касающемся подписания, ратификации и аннулирования международных договоров… Еще раз заявляю – Армения готова достойно исполнить свои международные обязательства''.
Это заявление президент Армении Серж Саргсян сделал во время совместной пресс-конференции с президентом Латвии Валдисом Затлерсом, который находился с визитом в Ереване 10 декабря 2009 года.
На фоне все более и более отчетливого шантажа Турции, который проявляется в увязывании армяно-турецких отношений с урегулированием нагорно-карабахского конфликта, это заявление многие расценили как грозное отступление от инициативной политики. Но это отступление как будто на время остановилось, так как Конституционный суд Армении зажег зеленый свет перед армяно-турецкими протоколами, заявив об их соответствии Конституции Армении, тем самым разделив ответственность за армяно-турецкий процесс.
Следующая инстанция, через которую должны пройти протоколы, это Национальное Собрание Армении, которое также разделит ответственность – ратифицировав протоколы. Для того, чтобы преодолеть это важное испытание и сделать наименьшими юридические и политические, с «дополнительными эффектами», последствия, руководитель страны со своим военным мышлением заказал сшить себе законодательный «бронежилет».
Пресс-секретарь президента Армении Сержа Саргсяна Самвел Фарманян во время беседы с нами еще раз подтвердил, что «соответствующие государственные органы» по поручению президента Армении действительно заняты соответствующими изменениями в законодательстве, и «после того, как все будет готово, все узнают об этом». Какие конкретно органы заняты этим делом, может, например, юридическое подразделение аппарата президента, или, скажем, министерство юстиции или какая-нибудь другая инстанция, Фарманян не разъяснил.
Отметим, что эти спасительные изменения должны иметь место в «Законе РА о международных договорах». Изменения позволят Армении сделать шаг назад в армяно-турецком процессе, в зависимости от того, как поступит Турция в процессе ратификации протоколов.
Часто твердят и о том, что изменения, возможно, будут такими, что позволят Национальному Собранию Армении ратифицировать протоколы с некоторыми оговорками, например, такими - «если Турция до того, как кукушка прокукует три раза, не ратифицирует протоколы, то Армения выйдет из процесса». Будем надеяться и ждать.
Однако бывший председатель Национального Собрания Армении Тигран Торосян во время беседы с нами заметил, что власти Армении, еще в Цюрихе, подписали протоколы до того, как внимательно изучить их. «Та же самая позиция, уверен, существует и теперь, и когда настанет время, Национальное Собрание Армении ратифицирует протоколы. Нет надобности и для законодательных изменений, в ином случае, думаю, что сегодня уже должен был бы существовать соответствующий законопроект».
Заявление Сержа Саргсяна об изменениях в законодательстве, как говорит Торосян, всего лишь является угрозой, адресованной Турции. Как поступит Национальное Собрание Армении во время ратификации протоколов, когда армяно-турецкий процесс будет застрахован законодательными гарантиями, можно предсказать – имея ввиду национальные и профессиональные особенности сегодняшнего законодательного органа. По тем же особенностям будет действовать и оппозиция в Национальном Собрании – парламентские фракции партий «Наследие» и Армянской революционной федерации «Дашнакцутюн» (АРФД), чтобы отговорить коллег из парламента от ратификации протоколов. По крайней мере, представители оппозиции делают подобные заявления.
Однако Тигран Торосян не уверен на счет таких заявлений, он думает, что оппозиция, как всегда, не сможет успешно реализовать свои цели. А как себя поведет сам Торосян, будет участвовать в голосовании, или будет бойкотировать? «Думаю, что голосов «против» никогда не хватит для того, чтобы не ратифицировали протоколы, но я буду участвовать и проголосую против. Более важен не бойкот, адресованный протоколам, а чтобы многие проголосовали против, чтобы люди поняли, что не все так, как говорят власти».
А может Торосян, как и парламентарии из АРФД и «Наследия», тоже будет вести разъяснительные разговоры и будет уговаривать коллег проголосовать против? «Уверен, что 90% тех, кто будут голосовать «за», понимают, что протоколы неприемлемы, но они будут голосовать за ратификацию не из за того, что не понимают, что эти документы плохие, а из за того, что имеют некие интересы. В этом случае уговаривать депутатов проголосовать «против» или простая наивность, или стратегический шаг», - говорит Тигран Торосян.
А когда начнется процесс ратификации - в феврале, во время очередной сессии Национального Собрания Армении, или возможно, будет внеочередная сессия? Как говорит Торосян, если Национальное Собрание Армении первым начнет процесс ратификации, то тем самым окончательно скомпрометирует себя, так как первые лица власти ранее твердили, что ратификацию начнут тогда, когда ее закончит Турция.
В свою очередь, независимый депутат Национального Собрания Армении Виктор Даллакян так высказался на счет лоббинга в парламенте со стороны «Наследия» и «Дашнакцутюн» и его продуктивности: «Это право моих коллег, а даст ли все это какой-либо результат, затрудняюсь сказать, не хочу предсказывать. Скажу только, что сам не испытываю потребности в лоббинге».
Перевод: Гамлет Матевосян