Песня «Эй, славяне!» уже давно потеряла свою привлекательность. А теперь она к тому же стала неактуальной, не отвечающей действительности избитой песенкой. Современная генетика определенно отправила на свалку обожествление нации и тайну кровного братства. Чехи, по анализу ДНК, славяне только наполовину. В наших жилах течет кровь германская и романская, кельтская и еврейская. Эта кровь прекрасно соответствует нашему географическому положению - перекрестку между востоком и западом, севером и югом.
Это вовсе не означает, что нация не существует или не имеет никакой ценности. Как сказал Отокар Бржезина (Otokar Březina), нация – это сообщество живых, мертвых и еще не родившихся. По культуре и языку, по-человечески. Нация, бесспорно, ценный институт человечества, хотя этот институт нематериален, его осязаемая и генетическая основа очень расплывчата, она изменяется во времени и сама по себе является доказательством пути наших предков в этом мире, картой их странствований.
Этот путь гораздо богаче и глубже лубочной славянской эпопеи конца девятнадцатого века, глупые мифы которого продолжают жить и в наше время. Генофонд живущих вместе на одной территории людей гораздо богаче как раз благодаря тому, что эти люди приносят ДНК из разных мест. Славянский талант здесь обогащен германским и романским гением так же, как германский талант у немцев обогащен талантом славян. В ДНК немцев и чехов есть явный след энергии романских и кельтских племен, населявших Римскую империю, близкие границы которой мы всегда носим внутри себя, в виде культуры и генетики.
В новейшей истории наша страна пережила две этнические чистки. Уничтожение евреев и изгнание немцев. С точки зрения генофонда, культурное и материальное богатство страны стало меньше.
Вместо недавнего обогащения наша страна в двадцатом веке столкнулась с огромной потерей талантливых людей. К счастью, кровь наших немцев и евреев постоянно в нас. Нам от них остались дома, литературные и музыкальные произведения, гордость за Франца Кафку и Густава Малера, которая может быть такой же, как гордость за Карла Чапека и Антонина Дворжака.
На Пражском Граде проходит потрясающая и уникальная выставка произведений искусства времен чешской гуситской и утраквистской реформации. Как и в нашей ДНК, в этих творениях гений чешский соединился с немецким постепенно, под влиянием итальянского возрождения. Совсем рядом, всего в нескольких шагах, проходит другая выставка – выставка произведений Йозефа Чапека. Оттуда идет и должна идти чешская национальная гордость. Из богатства культуры, которая открыта. А не из уничтожения и изгнания талантов, не из отрицания Европы и мира. Голоса крови должны сливаться в полифоническом оркестровом произведении. Так что никаких «Эй, славяне!».