Сопредседатель российской партии «Правое дело» Леонид Гозман заявил, что нагорно-карабахский конфликт не может иметь такого политического решения, которое удовлетворило бы все стороны конфликта, «без потери своего лица», пишет газета «Чоррорд инкнишханутюн». Для этого, по мнению Гозмана, нужно заморозить конфликт лет на тридцать. То есть стороны должны договориться, что вернутся к этому вопросу через некоторое время. В таком случае они смогут обсудить ряд других вопросов. Гозман посоветовал Армении и Азербайджану наладить дипломатические, торгово-экономические и культурные связи. «Если это случится, то даже такой вопрос, как Нагорный Карабах не станет губительным для отношений двух стран», - заявил политик.
На этой неделе руководство Турции предприняло беспрецедентную по наглости попытку вмешательства во внутренние дела суверенной Армении. Плохо это или хорошо, но мы уже привыкли к тому, что наши соседи в лице Турции и Азербайджана постоянно предъявляют нам разного рода претензии, условия, ультиматумы, угрожают силовыми акциями, пишет газета «Республика Армения». Однако на сей раз Анкара, перейдя все мыслимые и немыслимые границы, потребовала ни много ни мало - пересмотра решения Конституционного суда Армении от 12 января с.г. о соответствии армяно-турецких протоколов Конституции страны. Психоз в Анкаре, видимо, вызван, с одной стороны, тем, что ей никак не удается навязать Еревану собственные правила «игры», с другой - поддержкой позиции Армении мировыми лидерами. Не помогают Турции ни шантаж США и Европы сближением с Россией, ни заигрывания с Москвой. Несмотря на установление более тесных отношений между Россией и Турцией, развитие событий между двумя странами вытекает не из «стратегического партнерства», а общих интересов, заявил Hurriyet посол РФ в Турции Владимир Ивановский. «В сотрудничестве в энергетической сфере нет никакого подтекста, лишь экономические интересы. Мне не нравится линия «стратегического партнерства». Мы всегда искренни. То, о чем говорил Лавров в Ереване, соответствует тому, что говорили Путин и Медведев в Москве Эрдогану», - сказал он. Россия, отметил посол, не намерена оказывать давления на Армению с тем, чтобы последняя вывела свои войска из Карабаха: «Турецкой стороне известно, что мы ни на чьей стороне. Мы не окажем давления ни на одну из сторон для достижения решения, так как они могут иметь отрицательные последствия». Того же мнения, по словам Ивановского, придерживаются главы Франции и США. Выражаясь языком «футбольной дипломатии», мяч все еще на турецкой стороне. Анкара явно еще будет пытаться лавировать. Турецкая оппозиция уже требует отозвать протоколы из парламента страны. А премьер Эрдоган все еще пробует ссылаться на то, что турецкий парламент, в котором, кстати, правящая Партия справедливости и развития составляет необходимое для принятия решения большинство, не в состоянии ратифицировать армяно-турецкие протоколы без учета мнения и интересов народа Турции.
Несмотря на активизацию в последнее время событий в карабахском урегулировании, визит экс-президента Роберта Кочаряна в Иран вызвал огромный интерес. Просочившаяся в прессу информация тут же вызвала толки о возвращении Кочаряна или, как минимум, о подобных попытках. Причем, многие даже сочли, что, не получив поддержки в России и на Западе, Кочарян решил обратиться за помощью к Ирану. Но выводы эти несколько поспешные. Ведь Роберт Кочарян посетил Иран не по собственной инициативе, а по приглашению, и встретился с президентом и главой МИД этой страны, чтобы обсудить серьезные проблемы. В конце концов, Иран – не та страна, чтобы потворствовать чьим-то планам, пусть даже это отставной президент. То есть, очевидно, что Кочарян Ирану нужен не меньше, чем, по крайней мере, Иран Кочаряну. И именно это надо выяснить. Почему Иран обсуждает региональные проблемы и двусторонние отношения не с действующими властями Армении, а ее отставным президентом? Разве не может Иран поговорить об этом с действующими властями? Является ли Кочарян посредником между властями Ирана и Армении? Свидетельствует ли этот шаг о недовольстве Тегерана политикой Сержа Саргсяна? Или сам Серж Саргсян предпочитает общаться с Ираном через Роберта Кочаряна, ибо сам слишком занят работой на турецком, западном и российском фронтах? И лишь ответы на эти вопросы могут прояснить истинное значение визита Кочаряна в Иран. Примечательно, что информацию о визите экс-президента армянские телеканалы предпочли не заметить. Возможно, армянским властям выгодно демонстрировать, что они не имеют отношения к визиту Роберта Кочаряна и примененному им в ходе визита антизападному лексикону. С другой стороны, визит Кочаряна и содержание обсужденных вопросов могут стать хорошим аргументом против Турции и Запада: мол, видите, как могут обернуться события. Во всяком случае, очевидно, что визит Кочаряна раскрывает новый разрез внутриармянских и региональных развитий, границы и «рельеф» которого будут определены лишь со временем, пишет интернет-газета Lragir.am.
Как сообщает газета «Айкакан жаманак» со ссылкой на свои источники, во время своего последнего визита в Москву президент Армении Серж Саргсян в обмен на свою подпись под документом об урегулировании карабахского конфликта потребовал гарантий хотя бы до истечения своего срока президентства. Согласно тем же источникам, гарантий он не получил. В политических кругах напряженно ждут конкретных событий. На этом фоне интересна распространенная вчера иранскими СМИ информация о том, что экс-президент Армении Роберт Кочарян накануне встречался с главой МИД Ирана Манучехром Моттаки, а позднее – с президентом Махмудом Ахмадинежадом. Газета напоминает, что во время обострения внутриполитической ситуации в конце прошлого года в политических кругах поговаривали, что кочаряновские силы будут стараться вернуть Кочаряна в политику, воспользовавшись ситуацией по Карабаху. Отмечалось, правда, что ждут не столько возвращения самого Кочаряна, сколько прокочаряновских сил.
За 19 лет в независимой Армении так и не сформировалась культура освещения межгосударственных визитов, пишет газета «Азг», комментируя недавний визит спикера Национального Собрания Армении Овика Абрамяна в Египет. Визит председателя парламента Армении был важным и, надеемся, эффективным, отмечает газета. Но какую информацию получило наше общество от освещающих визит журналистов: улыбающиеся лица членов армянской делегации и египетского руководства, всем известные истории, зачитанные на фоне пирамид. А журналисты информационных программ «Лрабер» (Второй армянский телеканал) и «Горизонт» (телеканал «Шант») преподали народу настоящий урок неграмотности, когда с удивительной самоуверенностью заявили, что первым премьер-министром Египта был ... Погос Нубар паша. Ни слова о сути встречи, о содержании переговоров и перспективах межгосударственных отношений. Туристическая поездка с помпой. И в этом виноваты не только журналисты.