Парламент противостоит Карзаю
Продолжается противостояние парламента и президента Афганистана Хамида Карзая. Вторая попытка главы государства утвердить всех министров правительства дала лишь половинчатый результат. На этот раз были утверждены предложения по претендентам на посты министров иностранных дел, юстиции и по борьбе с распространением наркотиков. Ранее были одобрены кандидаты на должности министров обороны, внутренних дел, финансов, образования и сельского хозяйства. К настоящему моменту без руководителей остается треть афганских правительственных учреждений.
Повторный провал части кандидатур — это очередной удар по имиджу Карзая. Особенно если учесть, что он был избран на второй срок в результате сомнительного голосования и, как результат, не пользуется широкой поддержкой в стране. Как отмечает американская газета The New York Times, принятые парламентом решения указывают на то, что Хамид Карзай, по мнению законодателей, при формировании кабинета не учел настойчивые требования Запада не включать в его состав лиц, связанных с коррупцией и профессионально некомпетентных. Кроме того, по мнению парламентариев, кандидатуры не были заранее согласованы с ними должным образом и не представляют афганское этническое многообразие. Как результат, ни один из кандидатов не получил подавляющей поддержки в парламенте и не набрал даже двух третей голосов. Прошедшие два голосования по кандидатам рассматриваются экспертами как новая эра во взаимоотношениях между парламентом и президентом Афганистана.
Вашингтон старается не обращать внимания на неудачи Хамида Карзая в области формирования правительства и приступил к активной реализации разработанного в Белом доме плана по стабилизации обстановки в Афганистане, нацеленного на передачу в будущем функций обеспечения порядка в стране афганским вооруженным силам, полиции и службам безопасности. Однако, как отмечают эксперты, американцы не проявляют большого оптимизма относительно перспектив практической реализации этого замысла и уже в настоящее время ведут работу по привлечению боевых формирований афганских племен к мероприятиям по противодействию продвижению сторонников «Талибана» на новые территории. США снабжают лояльные племена оружием, а также предоставляют транспорт, связь и медицинское обеспечение. Как результат, действуя совместно с вооруженными силами Афганистана и НАТО, вооруженные формирования племен в последнее время помогли очистить ряд районов страны от талибов.
В Вашингтоне признают, что Хамид Карзай еще три года назад выступал за привлечение к борьбе с талибами полевых командиров, но до последнего времени не получал поддержки в этом вопросе со стороны Запада. Однако в 2008 году представители афганской разведки по указанию Карзая начали контактировать с бывшими участниками сопротивления.
Население Афганистана испытывает сложные чувства по поводу возвращения моджахедов, которые оставили негативные воспоминания о себе после гражданской войны 90-х годов. Официальные представители США признают, что полевые командиры восстанавливают утраченные позиции в своих регионах, причем их действия нередко подрывают соблюдение законности. В этой связи американцы считают, что тактика использования моджахедов хороша на короткое время, но не на перспективу.
В Вашингтоне признают, что наиболее легко американцам удается привлекать к борьбе против талибов представителей таджикских и узбекских племен, а труднее всего склонить к ней лидеров пуштунских племен, которые поддерживают «Талибан». При этом американская газета The Christian Science Monitor отмечает наличие разногласий между западными официальными лицами, которые до настоящего времени не могут определиться c тем, какие фракции «Талибана» выступают за глобальный джихад, а какие — за участие в политической жизни Афганистана и, как результат, доступны для переговоров.
Милитаризация ЦРУ нравится не всем
Гибель семи сотрудников ЦРУ и офицера разведки Иордании в последние дни 2009 года в результате взрыва на отдаленной базе американской разведки в горном районе афганской провинции Хост вызвала весьма острую реакцию официального Вашингтона. В разведсообществе США опасаются, что эта трагедия может привести к новым изменениям во входящих в его состав ведомствах и отрицательно отразится на моральном настрое его сотрудников, особенно направляемых на работу в Афганистан и Пакистан. В этой связи обращается внимание на то, что численность сотрудников ЦРУ в Афганистане за последний год значительно увеличилась и может в 2010 году превысить 1000 человек.
Касаясь теракта на базе ЦРУ, эксперты со ссылкой на источники в американской разведке сообщают, что в результате организованного смертником взрыва погибли наиболее опытные сотрудники, которые длительное время специализировались на разработке «Аль-Каиды» и проводили активную оперативную работу в приграничной зоне с Пакистаном и на территории этого государства. Слабые меры безопасности при работе с террористом, который был подобран иорданской разведкой для внедрения в «Аль-Каиду», но оказался двойным агентом, объясняются тем, что американцы доверяли иорданцам (с агентом-двойником они до этого уже несколько раз встречались на базе).
Как отмечает американская газета The USA Today, теракт поставил в неудобное положение власти Иордании, которые не хотели публично демонстрировать глубину своего сотрудничества с ЦРУ перед своими гражданами и другими арабскими государствами. При этом издание сообщает, что с момента начала вторжения США в Ирак Директорат разведки Иордании получил от ЦРУ миллионы долларов и что иорданские спецслужбы играли центральную роль в кампании против иракских повстанцев.
Как указывает американская газета The New York Times, трагический инцидент с сотрудниками ЦРУ является свидетельством трансформации гражданской разведывательной службы за последние годы в полувоенную организацию. За последний год ЦРУ создало в восточном и южном Афганистане целую сеть своих баз. Кроме того, новая администрация США активизировала операции ЦРУ по использованию беспилотных аппаратов в Афганистане и Пакистане.
Погибшие сотрудники ЦРУ входили в состав специального подразделения Оперативного директората, которое отвечает за проведение тайных и военных спецопераций, а также осуществляет сбор разведывательной информации в зонах конфликта. Эксперты отмечают, что многих в политическом истеблишменте США и непосредственно в ЦРУ не устраивает милитаризация разведки, которая отодвигает ведомство в сторону от решения задач по осуществлению сбора разведывательной информации традиционными методами.