Копенгаген. Деревушка Сэлен (Saelen) расположена в средней части Швеции недалеко от границы с Норвегией. Это самый настоящий медвежий угол. Но когда в январе здесь проводится конференция по вопросам политики в области безопасности, сюда приезжают высокопоставленные офицеры, а также почти все ведущие политики страны. Обычно эти совещания проходят без лишнего шума, однако в этом году ситуация иная. Никогда еще в Швеции не раздавались столь настоятельные призывы укрепить свой оборонный потенциал, как это происходит в последнее время. Страна с тревогой смотрит на восток. Вновь возродившая свою былую мощь Россия, чья агрессивная политика, а также начинающееся в ближайшее время строительство трубопровода в районе Балтийского моря пробуждают старые страхи перед великим соседом.
Россия угрожает стратегическим интересам Швеции в районе Балтийского моря – такое мнение бытует в либерально-консервативной правительственной коалиции. Поэтому перед запланированными на сентябрь выборами либеральная Народная партия (FP) требует масштабного усиления потенциала своих вооруженных сил. Глава Народной партии Ян Бьорклунд (Jan Bjorklund) говорит о «новом культе Сталина в России», который вызывает у него страх. В статье, опубликованной недавно в газете Svenska Dagbladet, он призвал к разработке новой военной доктрины, которая в основном должна быть сосредоточена на угрозах в районе Балтийского моря. «Швеции следует усилить свой военный потенциал, чтобы в критической ситуации иметь возможность себя защитить», подчеркнул Бьорклунд. И даже обычно сдержанный в этом вопросе премьер-министр Фредрик Рейнфельд (Fredrik Reinfeld) недавно пообещал вооруженным силам своей страны дополнительные финансовые ассигнования.
Если это произойдет, то это будет радикальным поворотом в оборонной политике и политике в области безопасности Швеции. Последние годы прошли под знаком прочного мира, наступившего после окончания холодной войны. Еще в 2004 году правительство во главе с тогдашним социал-демократическим премьер-министром Йораном Перссоном (Goran Persson) приняло решение о демилитаризации острова Готланд в Балтийском море, оставив на нем всего несколько солдат. В 2007 году в стране разгорелась бурная дискуссия между министром финансов Андерсом Боргом (Anders Borg) и министром обороны Микаэлем Оденбергом (Odenberg), в ходе которой обсуждались крупнейшие сокращения выделяемых на содержание вооруженных сил средств за последние 80 лет и которая закончилась отставкой Оденберга. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, с 1990 по 2008 год военные расходы Швеции сократились с 4,7 миллиарда евро до 3,7 миллиарда евро.
Тем не менее страна так и не смогла избавиться от подозрений в отношении России. Когда стали известны планы о строительстве в районе Балтийского моря трубопровода, то именно Швеция недвусмысленно высказала свою озабоченность по поводу вопросов безопасности. Еще три года назад высокопоставленные политики и исследователи заговорили об угрозе со стороны России. Восточный сосед, по мнению Научно-исследовательского института вооруженных сил Швеции, может использовать планируемый трубопровод в шпионских целях. Представитель по энергетическим вопросам Народной партии Карл Хамильтон (Carl Hamilton) полагает, что Россия хочет проложить трубопровод по дну Балтийского моря, руководствуясь в первую очередь внешнеполитическими соображениями. По его мнению, Швеция не должна выступать в поддержку тех действий России, которые не принимают в расчет прибалтийские страны и Польшу.
Когда в июне 2008 года принималось решение о расширении полномочий шведской спецслужбы и был также принят вызывающий много споров закон о проведении прослушивания, причиной всего этого якобы было желание более пристально вести наблюдение за Россией. По сообщениям шведских средств массовой информации, ссылающихся на источники в спецслужбах, этот закон был принят специально для того, чтобы контролировать российские потоки данных. В Швеции считают, что должен проводиться также обмен данными с секретными службами других стран.
Теперь правительство думает о том, чтобы приобрести новые виды вооружений для своих военных. Однако прежде оно должно одержать победу на осенних выборах. В настоящее время, как показывают результаты опросов общественного мнения, состоящая из четырех партий коалиция набирает пока только 41 процент голосов. При этом еще не ясно, какое влияние эта вызывающая столько споров тема о новых вооружениях – пока она обсуждается только политиками и экспертами – окажет на ход предвыборной борьбы.