Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему Россия хочет вернуть себе православные храмы

© Reutersправославный собор Святого Николая в Ницце
православный собор Святого Николая в Ницце
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Не прошло и двадцати лет с тех пор, как в 1991 году пала советская власть, а бежавшие от коммунизма во Францию православные русские уже опять начали смотреть на Москву с недоверием.

Не прошло и двадцати лет с тех пор, как в 1991 году пала советская власть, а бежавшие от коммунизма во Францию православные русские уже опять начали смотреть на Москву с недоверием. Причиной этому стали попытки России взять под контроль великолепный православный собор, построенный в Ницце при царе Николае II. Многие полагают, что за всем этим стоит более широкий националистический проект Москвы по возвращению себе зарубежных символов российского исторического, культурного и религиозного величия.


В центре спора оказался собор святого Николая — восхитительный храм со шпилями и куполами, построенный в 1912 году на земле, которую за полвека до того купил дед царя Николая Александр II. Первоначально он предназначался для российских аристократов и промышленников, наводнявших Лазурный берег до российской революции 1917 года, однако вместо этого стал духовным и культурным центром для многочисленных эмигрантов, бежавших в Ниццу от советской власти. После того как 19 лет назад пал коммунизм, к так называемым «белым эмигрантам» и их потомкам присоединились новые миллионеры из России, разбогатевшие при нынешней власти и начавшие покупать дорогие особняки в Ницце в качестве летнего жилья.


Для русской диаспоры, а также для тех 85 000 туристов, которые каждый год готовы платить за его посещение, Собор святого Николая представляет собой кусочек России-матушки на берегах Средиземного моря. Именно эта логика и принесла российскому правительству победу во французском суде, который 20 января признал за Москвой право владения храмом. Русская православная культурная ассоциация Ниццы (РПКА), подписавшая в 1909 году договор с царским режимом об аренде церкви на 99 лет, пыталась доказать, что она фактически унаследовала ее после того, как в революция царская семья была казнена. Однако суд принял сторону российского правительства, утверждавшего, что, так как покупка земли и строительство собора осуществлялись на государственные деньги, храм останется в собственности у российского правительства. Это значит, что теперь, когда срок аренды истек, Москва может по закону вернуть собор себе. То, что Советский Союз много лет не интересовался этой собственностью, не лишает Россию прав на нее, решил суд.


РПКА хочет подать апелляцию на это решение и утверждает, что российские власти в очередной раз пытаются манипулировать православной церковью в политических и националистических целях. Во времена СССР коммунистические лидеры привлекали руководство Русской православной церкви к патриотической пропаганде и обеспечивали с его помощью государству народную поддержку. В обмен на сотрудничество власти не уничтожали религию окончательно. Сейчас, как утверждают недоброжелатели, премьер-министр Владимир Путин и союзники его правительства точно так же пытаются получить поддержку населения, возвращая оставшиеся за границей реликвии былого российского величия, чтобы с их помощью укреплять в избирателях патриотизм.


«Это традиция, восходящая к Ивану Грозному и Петру Великому – использовать символы величия в России— в том числе, абсолютно покорную церковь —для поддержки режима, - считает настоятель собора Жан Гейт (Jean Gueit). – По итогам изменений последних 20 лет российское общество оказалось дезориентировано и растеряно. Чтобы вывести его из этого состояния, Путин в обычной националистической манере играет на простых реакциях и эмоциях. В рамках этого процесса он способствует восстановлению так же сильно пострадавшей Русской Православной Церкви и помогает ей взять под контроль зарубежные приходы».


Собор святого Николая – не единственная цель, привлекшая внимание Москвы. В прошлом году Италия согласилась передать Русской православной церкви прекрасный собор в Бари, годом раньше еще один храм отдали парижские власти. В прошлом октябре Израиль передал России здание в Иерусалиме, известное как «Сергиево подворье», которое было построено в 1890 году, чтобы давать прият российским паломникам в Святой земле. Москва также судится за контроль над лондонским собором святого Андрея, принадлежащим одному из крупнейших православных приходов.


Впрочем, дело не только в недвижимости и национализме. По мнению критиков, правительство рассчитывает вернуть под власть Москвы приходы, порвавшие в советские времена с Русской Православной Церковью и перешедшие в соперничающую с ней ветвь православия – Константинопольский патриархат, как сделали в 1931 году верующие Ниццы. В последние годы многие из этих приходов начали восстанавливать связи с Русской Православной Церковью, хотя Гейт полагает, что это только реакция на попытки российского правительства наложить руку на их храмы.


Приход в Ницце не планирует в ближайшее время воссоединяться с российской церковью. Фактически, по словам Гейта, он хочет занять независимую позицию, порвав и с Константинопольским патриархатом. Гейт надеется привлечь к своему «движению неприсоединения» и другие приходы, вне зависимости от того, есть у них свой храм или нет.