Для футбольных фанатов по всей Европе зима выдалась непростая. Необычно низкие температуры в декабре и январе вызвали многочисленные сбои в расписаниях матчей, лед и снег сделали футбольные поля непригодными для игры, а болельщики из-за плохой погоды зачастую не могут попасть на стадионы.
В Англии 9 января было сыграно всего семь из 41 матча, а находящийся в пятом дивизионе страны клуб Wrexham в период Рождества столкнулся с такой ситуацией, когда у него отменили восемь игр подряд. Теперь ему предстоит играть еще декабрьские матчи.
Но пока Европа замерзает, Российская футбольная премьер-лига (РФПЛ) хочет присоединиться к ней, передвинув свой календарь футбольного сезона с лета на зиму.
С 2005 года вынашиваются планы синхронизации российского футбола с остальной Европой, поскольку сегодня игры в нем проводятся с марта по ноябрь.
"Мы обсуждаем вопрос о переводе чемпионата на систему "осень-весна", - заявил президент РФПЛ Сергей Прядкин после общего собрания организации, состоявшегося 15 декабря, - мы планируем создать рабочую комиссию, и мы постараемся начать играть по новой системе с 2011 года".
Эти предложения нашли поддержку у тех, кто превозносит спортивные преимущества выравнивания по времени игр главных футбольных клубов России с играми основных европейских лиг. Существует широко распространенное мнение, что российские клубы и игроки показали недостаточно хорошие результаты в последних турах европейских клубных соревнований и в международных матчах по той простой причине, что сезон у них начинается в марте – когда остальные европейские команды доходят до пика формы.
"Такой переход означает, что наши клубы будут вступать в европейские соревнования при тех же условиях, что и их соперники из западных стран", - говорит генеральный менеджер санкт-петербургского клуба "Зенит" Максим Митрофанов.
За этими мерами скрываются и финансовые побудительные причины – ведь российские клубы смогут увеличить свои доходы от спонсоров и прав на трансляцию игр.
"В данный момент ситуация такова, что самые интересные и коммерчески продуктивные туры (матчей) – первый и последний – проходят в самое неподходящее время: морозной весной и холодной осенью, - говорит председатель клуба "Спартак" (Москва) Леонид Федун, - вам интересно смотреть, как команды барахтаются в грязи? Давайте изменим систему, и коммерческие возможности чемпионата реально увеличатся".
Одно из очевидных препятствий на этом пути – пресловутая русская зима. РФПЛ пока так и не разъяснила, каким образом клубы улучшат условия на своих стадионах, чтобы проводить футбольные матчи зимой. Даже в Москве, где находятся лучшие спортивные сооружения и работают усердные и готовые к вложениям инвесторы, зимние игры на стадионах клубов самого высокого полета – "Спартака", "Динамо", "Локомотива", ЦСКА и ФК "Москва" кажутся делом весьма отдаленной перспективы.
На стадионе "Лужники", например, который является домашним для самого успешного клуба страны "Спартака", команды играют на синтетическом покрытии даже в летние месяцы из-за проблем с сохранением газона. Ни на одном московском стадионе нет отапливаемых трибун и полей с подогревом, поэтому смотреть футбольные матчи зимой просто невыносимо.
И это трудности одной только российской столицы. В 2010 году в премьер-лигу страны вышел клуб "Сибирь" из Новосибирска, где средняя дневная температура с ноября по март ниже нуля, а порой может опускаться до минус сорока градусов по Цельсию. Стадион "Спартак" этого клуба, вмещающий 12500 человек, открылся в 1927 году. Там нет крыши ни над одной из трех трибун. И это создает серьезные препятствия на пути реализации предложения РФПЛ.
Сомнения по поводу осуществимости предлагаемого перехода заставили многих российских комментаторов и болельщиков весьма сердито отреагировать на план введения зимнего сезона. Они говорят, что РФПЛ угождает интересам бизнеса в ущерб простым любителям футбола.
"Я думаю, это абсолютное, полное сумасшествие, - говорит журналист из российской газеты "Советский спорт" Антон Ванденко, - я совершенно с этим не согласен. Откровенно говоря, мне совсем не хочется идти на стадион и смотреть на игру команд, когда на улице так холодно. И я не верю, что туда пойдет много болельщиков".
По словам Ванденко, российские клубы будут радостно пожинать коммерческие плоды от такого перехода на европейскую систему, но не станут вкладывать деньги в модернизацию спортивных сооружений ради увеличения кассовых сборов.
"Доходы российских клубов не зависят от продаж билетов, они зависят от прав на телетрансляцию и от спонсорских денег, - говорит он, - поэтому, если спонсоры готовы платить большие деньги, они не станут заботиться о болельщиках, они ничего не будут делать со стадионами, и они допустят такую ситуацию, когда все будут играть в снегу. Откровенно говоря, я не думаю, что будет что-то сделано для болельщиков".
Такую точку зрения разделяют многие фанаты. Болеющий за "Спартак" москвич Иван Лидский весьма прямолинейно говорит о планах РФПЛ.
"Мы пытаемся синхронизироваться с Англией и с ее системой "осень-весна", - заявляет он, - но если мы это сделаем, то, как сегодня происходит в Англии, мы будем вынуждены откладывать матчи из-за плохой погоды. Это подлинная демонстрация идиотизма, когда мы говорим о сезоне "осень-весна" в России".
Если мнение Лидского отражает точку зрения большинства болельщиков, то внесение изменений может нанести серьезный ущерб репутации российской премьер-лиги.
"Я не пойду на стадион, если будет минус тридцать. Даже если будет минус двадцать, все равно не пойду, - добавляет он, - кто тогда придет и будет смотреть игру? Тренеры, администраторы команд, судьи и милиция придут – и это все".
"Но для кого они играют в футбол? Для болельщиков. А если нет болельщиков, то нет и футбола. Такая у меня философия".
С таким холодным приемом возникает сильное искушение задать вопрос: может быть, РФПЛ лучше заморозить свое предложение "осень-зима"?